Индекс промышленного оптимизма
Развитие промышленности в Петербурге, как и в целом по стране, сдерживает хронический спад инвестиций. Согласно отчетам аналитиков, за последний год доступность кредитов для промпредприятий упала в два раза. Эксперты признают эффективность городской программы импортозамещения, но говорят о необходимости создания долгосрочной стратегии поддержки предприятий.
Сценарий развития промышленных предприятий Петербурга в новых экономических условиях стал основной темой форума PRO Industry, организованного PROEstate Events и Российской гильдией управляющих и девелоперов при содействии газеты «Строительный Еженедельник».
Разнонаправленные результаты
Согласно данным Петростата, объем промышленного производства в Петербурге за пять месяцев текущего года упал на 7,5% к аналогичному периоду прошлого года (в Ленинградской области этот показатель снизился на 2,5%). Существенное падение показало производство автомобилей и других транспортных средств – на 27,9%, производство резиновых и пластмассовых изделий – на 25%, производство электрооборудования – на 23,1%, машиностроение – на 4,9%. Объем работ в строительной сфере упал на 7,6%. При этом рост продемонстрировало целлюлозно-бумажное производство (на 20,4%) и металлургия (на 8,7%).
По словам председателя Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Елены Ульяновой, в городе сейчас ситуация гораздо стабильнее, чем в целом по стране. «По основным экономическим показателям наметилась тенденция к стабилизации. Когда речь заходит о промышленности, основным индикатором является индекс промпроизводства, но его объективность сомнительна, так как методика определения имеет существенный изъян – из 29 тыс. работающих в городе промпредприятий учитываются данные только 8 тыс. Если говорить о реальных итогах, то объемы не настолько упали, как это показывает статистическая информация», – отметила Елена Ульянова.
Концентрация усилий
На уровне правительства города принята программа первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге. По словам Елены Ульяновой, в отличие от существующих мер поддержки эта программа сконцентрируется на отдельных направлениях. В качестве приоритетных отраслей, которым город будет помогать, определены фармацевтика, информационные технологии, производство медицинского оборудования, радиоэлектроника и оптика, производство двигателей (в том числе генераторов и трансформаторов), производство станков, образование, транспорт, научно-исследовательские разработки. Кроме того, помощь получат отдельные компании вне отраслевой принадлежности – будет сформирован список из 200 предприятий, существенно влияющих на экономику города.
В начале сентября в четвертом павильоне Ленэкспо откроется «Центр импортозамещения». По словам директора «Центра импортозамещения» Станислава Невзорова, на этой площадке предприятиям помогут заявить о себе, найти бизнес-партнеров, а также проконсультируют по вопросам господдержки и участия в госзаказе. «В рамках работы «Центра импортозамещения» будет реализована программа «Промышленный сканер». Она позволит выявить проекты, которые находятся в высокой степени готовности и могут быть быстро востребованы по линии госзаказа. Мы ищем партнеров, которые могут стать лидерами движения».
Импортозамещение для выживания
«Кризис в отрасли ощущается, объемы сократились, но в целом мы чувствуем себя неплохо, – прокомментировал коммерческий директор «ИКАПЛАСТ» Денис Максимов. – Нам помогает программа импортозамещения, запущенная правительством города. Не могу сказать, что сильно, поскольку доля импортных товаров на нашем рынке невелика. «ИКАПЛАСТ» был первым заводом в Петербурге, который занялся производством полимерных труб для водоснабжения и канализации. Сейчас мы вводим новые продукты, закупили новое оборудование, чтобы соответствовать техрегламентам Водоканала и участвовать в программе импортозамещения. Впрочем, это импортозамещение довольно условное, так как степень локализации нашего производства очень низкая. Сырье и оборудование мы вынуждены закупать за границей, поскольку в России его не производят».
По мнению Дениса Максимова, импортозамещение с большой степенью локализации – это длительный проект, который нуждается в финансировании на более выгодных условиях, чем бизнес может привлечь сегодня: «Ставка кредитования, которая была предложена нам в Сбербанке в последний раз, – 17% годовых. На таких условиях реализовать долгосрочный проект очень трудно».
По мнению эксперта, сегодня программу импортозамещения можно сравнить с краткосрочным допингом, а промышленности нужны благоприятные условия развития на длительный срок. «Мы могли бы не только импортозамещать, но и конкурировать на других рынках. Нужно поддерживать научно-исследовательские разработки, упросить систему оформления документов на экспорт товара, возврата налога на добавленную стоимость и т. д.».
Генеральный директор ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» Алексей Мохнаткин согласен, что импортозамещение – пока лишь лозунг, а не система мер: «Импортозамещение – это прежде всего понимание у головных заказчиков и потребителей, что продукцию нужно искать в России. Замечу, что мы наблюдаем рост розничных продаж и одновременно сокращение в сегменте B2B. Из-за кризиса крупные и средние компании существенно ужали инвестиции в энергосбережение, внедрение светодиодного освещения, и рост на розничном рынке не компенсирует нам этих потерь. Падает маржинальность продаж. Мы работаем ради оборотов, сохранения доли на рынке, чтобы пережить этот сложный период».
Мечты о кредитах
По данным Института экономической политики им. Е. Гайдара, с августа прошлого года доступность кредитов для российских промпредприятий упала в два раза.
«Деньги стали очень дорогими, – комментирует управляющий директор «ВТБ Капитал Управление активами» Владимир Вишневский. – На мой взгляд, промышленникам сегодня нужно забыть о кредитном рынке и двигаться по пути альтернативных инвестиций. Вариантом для крупных предприятий, имеющих свой инвестиционный запас и кредитный рейтинг, может быть выход на рынок облигаций, работа с фондами прямых инвестиций. Можно привлекать соинвесторов. Да, стратегически это может быть еще дороже, но нужно двигаться вперед. Нельзя сидеть и уповать, когда снизится ставка. Что касается малого бизнеса – здесь без государственной поддержки не обойтись. Возможно, ситуацию спасет субсидирование арендной ставки при размещении предприятий малого и среднего бизнеса в пределах индустриальных парков».
Татьяна Логинова, советник председателя Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России», отмечает, что при текущей ключевой ставке, 17% – это вполне адекватное предложение, поскольку банк в убыток себе работать не может. Вместе с тем кредитование промпредприятий, по мнению Татьяны Логиновой, дело вовсе не безнадежное: «Со II квартала Сбербанк объявил рестарт кредитования, которым вполне может заинтересоваться промышленность. С III квартала в Сбербанке появится факторинг, который также может быть широко использован компаниями. Кроме того, в Сбербанке действует специальный продукт – «Индустриальный парк». Существенное «но» – Сбербанк кредитует инвестиционную деятельность только при наличии в проекте господдержки».