Развитие с экономией

За последние месяцы Центробанк России отозвал лицензии более чем у десятка банков, что подтверждает: текущее положение дел на рынке – серьезный стресс-тест на финансовую грамотность и устойчивость банковской системы, пройдут который, вероятно, далеко не все участники.

 

Вынужденная реакция

Являясь частью экономического ландшафта, банки испытывают прямое влияние любых изменений в национальной экономике. Однако сегодня, по мнению Андрея Почеснева, директора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка, успех и эффективность банковского бизнеса как никогда ранее зависят от гибкости и оперативности топ-менеджмента в процессе реагирования на изменения внешней среды. Основными негативными факторами влияния, по его мнению, являются падение платежеспособного спроса, ухудшение рыночной конъюнктуры и геополитическая обстановка.

Доходная арендная ставка

Реакция банков на актуальные условия ведения бизнеса, полагают эксперты, выражается прежде всего в сокращении расходов на аренду помещений, причем не только офисов по обслуживанию клиентов, но и площадей, используемых как архивы, склады и т. д. По этому пути целенаправленно идет, в частности, Сбербанк. «Мы планомерно работаем над снижением операционных расходов банка по аренде помещений. В течение 2014-2015 годов мы провели успешные переговоры со всеми арендодателями о снижении арендных ставок. Там, где арендодатель не пошел навстречу, мы проводили работу по расторжению договоров аренды и перемещали офисы по другим адресам», – сообщают в пресс-службе Северо-Западного банка Сбербанка России. По данным банка, это позволило сэкономить не менее 11% от бюджета расходов по аренде в годовом эквиваленте.
«Для своих офисов мы арендуем большую часть помещений. В конце прошлого года мы провели переговоры с собственниками всех помещений, что позволило снизить расходы на аренду в среднем на 10-15%», – рассказывают в пресс-службе филиала «Санкт-Петербургский» Альфа-Банка.
Еще одной формой реагирования может быть закрытие части офисов с одновременной оптимизацией численности банковского персонала. «Сокращение спроса на банковские продукты, конечно, повлекло за собой сокращение персонала банков, а также закрытие целым рядом банков части офисов», – заявляет Иван Макаров, пресс-секретарь ВТБ24 по СЗФО. В то же время он уточняет: особо выраженной тенденции к оптимизации розничной банковской сети, к примеру, в Ленинградской области на сегодня нет. «Еще в 2008-2009 годах банки закрыли неэффективные офисы продаж в области и сосредоточились на дистанционном обслуживании как корпоративных, так и розничных клиентов», – говорит господин Макаров. Концентрация на перспективных бизнес-направлениях позволяет банкам частично компенсировать выпадающие доходы.
Ряд экспертов полагает, однако, что слепая оптимизация региональной сети банков в текущей экономической ситуации вообще неактуальна. «Рынок требует вдумчивого пересмотра стратегии работы и коммуникаций с клиентами, причем с обязательной поправкой на изменение потребительских предпочтений», – констатирует Андрей Почеснев. Обращаясь в банк, население рассчитывает сегодня на более высокую скорость и качество обслуживания, более широкий спектр услуг и легкость мобильного доступа к ним. «Потребность в крупноформатных отделениях банков в принципе отпала на фоне качественного прорыва в области современных технологий. Основными фокусами становятся инвестиции в развитие дистанционного банковского обслуживания и контроль над качеством», – добавляет он.

Новый формат

В целом крупные игроки российской банковской сферы следуют этой стратегии, но нацеленность на эффективность нередко сопровождается расширением региональной сети либо укрупнением действующих офисов. Так, Альфа-Банк, делая ставку на повышение качества обслуживания, внедряет новую концепцию организации офисного пространства. Это предполагает в том числе и более просторные помещения для посетителей. «В этом году мы планируем открыть три новых офиса по обслуживанию физических лиц в Московском, Невском и Василеостровском районах. В этих районах у нас уже есть офисы, но для удобства клиентов мы приняли решение о переезде во второй половине 2015 года на новые, более просторные площадки», – сообщает пресс-служба филиала «Санкт-Петербургский» Альфа-Банка.
В свою очередь, Северо-Западный банк Сбербанка России стремится к предоставлению «широкого спектра услуг для населения в открытых пространствах с простой и понятной навигацией, современным внешним и внутренним дизайном». Переформатирование филиальной сети этого банка началось еще в 2012 году. Сегодня доля обновленных филиалов Сбербанка на Северо-Западе составляет 83%, или около 600 офисов. К примеру, в Ленобласти было переформатировано более 100 офисов. Одновременно появились «офисы на колесах». В трех районах Ленобласти (Вы­борг­ском, Волосовском и Тосненском) раз­ра­ботаны маршруты передвижного пункта кассовых опе­ра­ций, который представляет собой бронированный микроавтобус с традиционным операционным окном, местами ожидания клиентов, металлическим сейфом, а также оборудованием для проверки подлинности, пересчета и хранения денег и ценностей. Готовится к запуску «офис на колесах», который охватит население Ломоносовского, Гатчинского и Киров­ского районов.

Капитал в помощь

Планы сокращения розничной сети, отмечает Иван Макаров, никак не зависят от размера капитала банка. С другой стороны, по мнению некоторых экспертов, докапитализация банка за счет собственных средств акционеров может способствовать успешному прохождению стресс-теста, который сдают сегодня участники российской банковской системы. «Но с финансовой точки зрения на докапитализацию способны, увы, далеко не многие», – уточняет Андрей Почеснев.
К безусловно эффективным механизмам стабилизации финансового положения банков аналитики относят также государственные программы по поддержке этого сектора, в том числе связанные с поддержанием спроса на ипотечные и автокредиты.

рубрика: Финансы и банки
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.