Инновации завязли в железобетоне

Применение новых технологий при производстве ЖБИ открывает большие возможности для панельного домостроения. Но не все производители охотно вкладывают средства в научные разработки и стремятся перенимать мировые инновации. Как правило, это прерогатива лишь крупных компаний.

 

Участники рынка ЖБИ Петербурга и Ленин­градской области говорят, что применение новых технологий при создании ЖБИ направлено на уменьшение времени производства, количества задействованного оборудования и персонала, повышения качества выпускаемых изделий и расширения их номенклатуры.
По мнению Ильдара Кутыева, директора по развитию бизнес-единицы «ЛСР. Железобетон», инновации касаются как потребительских качеств изделий (например, повышение морозостойкости изделия), так и самой процедуры производства, например ускорение набора прочности, а значит, возможности увеличения объемов выпуска без необходимости приобретения дополнительной формооснастки.
Александр Батушанский, генеральный директор ЗАО «Решение», говорит, что одной из востребованных инноваций при выпуске ЖБИ является компьютеризация процесса производства, основанная на электронной (лазерной) разметке в сочетании с магнитной опалубкой. «Использование таких технологий позволяет производить уникальные ЖБИ без потерь производительности. Но, к сожалению, из-за дороговизны технологии и отсталости предприятий в части других элементов производственных линий их использование ограничено», – констатировал он.
Ильдар Кутыев сказал, что внедрение инновационных технологий в производстве железобетонных изделий может требовать различного уровня затрат. «Использование, например, новой добавки в бетон – это сравнительно небольшие суммы. А покупка новой роботизированной производственной линии – это многомилионные инвестиции, которые будут окупаться на протяжении нескольких лет», – прокомментировал он. Александр Батушанский отметил, что в структуре полной себестоимости продукции для предприятия среднего размера установка новых линий будет занимать от 5 до 15% в зависимости от набора приобретаемого оборудования и принятого метода амортизации.
Опрошенные газетой «Строительной Еженедельник» эксперты отмечают, что на пути внедрения инноваций на рынок ЖБИ возникает множество помех.
Александр Батушанский выделяет три таких фактора: дороговизну, отсутствие специалистов с опытом внедрения и работы на высокотехнологичном оборудовании, отсутствие российских производителей. «Последний фактор теоретически мог бы устранить первые два хотя бы частично, но это только мечты», – добавил он.
Со своей стороны, Сергей Шепилов, маркетолог ООО «АБЛОК ЖБИ», считает, что факторами, мешающими внедрению инноваций на рынке ЖБИ, являются нежелание компаний работать на перспективу и стремление получить только ежеминутный результат. «В основном всех интересует только стоимость изделия, которую нужно заплатить первоначально (чем она ниже, тем лучше), и современные инновационные изделия заметно уступают по цене стандартным. В то же время никто не просчитывает экономическую выгоду от использования новинок в процессе их длительной эксплуатации, а они зачастую заметно выигрывают», – отмечает эксперт.
А вот Ильдар Кутыев говорит, что модернизация должна проходить с умом. По его словам, во-первых, любые инновации должны быть востребованы рынком. Если клиентов устраивает прочность выпус­каемых свай, например, то увеличивать ее просто ради «рекорда» не имеет смысла. А во-вторых, инновации должны быть обоснованы экономическими расчетами – если после внедрения новой технологии спрос на изделия или экономика производства никак не меняются, то следует задуматься, нужны ли такие изменения.
Эксперт подчеркнул, что любые инновации – это все-таки прерогатива крупных компаний, которые имеют свою стратегию развития и планируют работать на рынке многие годы. «А мелкие производители ЖБИ, как правило, ограничиваются традиционными подходами в производстве, часто ориентируются на выпуск типовых изделий массового спроса и не особо заинтересованы в дополнительных тратах на обеспечение, к примеру, премиального качества продукции», – заключил господин Кутыев.

Мнение:

Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»:
– Современные железобетонные изделия принципиально отличаются от продукции заводов советского периода. Панельное домостроение сейчас активно развивается, на него приходится 60-70% всех проектов. И в ближайшем будущем доля на рынке, скорее всего, еще вырастет на несколько процентов. Не исключено, что в скором времени при проектировании новых объектов вместо монолита будут применяться именно ЖБИ, которые выигрывают за счет более привлекательной цены при том же уровне качества. Кроме того, строительство панельных домов в среднем идет в полтора раза быстрее. На наш завод ЖБИ в Мурино мы закупили импортное оборудование от лучших европейских производителей: бельгийские ECHO PRECAST и Galanos, итальянские Technocom и Simem, финская Sal-Product и другие.

Евгений Алексеев, генеральный директор ООО «Проф-ИТ»:
– Задумываясь над инновациями в производстве ЖБИ, необходимо подходить комплексно к данному вопросу и заранее проектировать инфраструктуру для модернизированного производства. При этом нельзя забывать об архитектуре информационных систем, являющихся в современном мире важнейшим инструментом поддержки современных производств. На российском рынке уже существуют специализированные системы для автоматизации типовых процессов при производстве ЖБИ, которые берут под свой контроль весь производственный цикл. С помощью таких систем комбинаты могут экономить время на типовых операциях формовки, отгрузки и доставки ЖБИ, снизить уровень брака и отследить ход производства в реальном времени.

Сергей Шепилов, маркетолог ООО «АБЛОК ЖБИ»:
– Одной из современных технологий, применяемых при изготовлении ЖБИ, является использование магнитной бортоснастки, позволяющей в кратчайшие сроки переналадить производственную линию предприятия под выпуск новых железобетонных изделий.
Наша компания на данный момент активно работает над выпуском инновационного железобетонного блока инженерных коммуникаций «ВентА блок», представляющего самонесущий железобетонный блок со встроенными воздуховодом и трубопроводом бытовой канализации высотой в один этаж проектируемого здания. Внутри располагаются канализационный стояк из полипропиленовой трубы, спирально-навивные трубы из оцинкованной стали для вентиляции и медный трубопровод для кондиционирования.
Это оборудование используется при устройстве принудительной вентиляции в жилых зданиях. Его применение позволяет строительным компаниям сокращать сроки строительства жилья, увеличить полезные площади в квартирах, уменьшить расход строительных материалов, повысить комфортабельность жилья и минимизировать строительные отходы.

рубрика: Технологии и материалы
автор: Екатерина Костина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.