Единый реестр покажет реальный потенциал отрасли
Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) анонсирует запуск электронного федерального «Единого реестра членов саморегулируемых организаций строителей» на 14 августа 2015 года. По предварительной оценке самого Национального объединения, актуальные данные о своих членах к этому сроку смогут подать не более 2/3 строительных СРО.
Работа над созданием Единого реестра строительных компаний – членов СРО стартовала после принятия поправок в Градостроительный кодекс РФ (№ 359-ФЗ от 24.11.2014), которые обязали Национальное объединение строителей вести такой реестр на постоянной основе, а саморегулируемые организации – подавать в него актуальные данные. Пробный сбор данных о строительных компаниях НОСТРОЙ провел в декабре 2014 года. К маю 2015 года Минстрой России и Ростехнадзор, призванные контролировать правильность ведения Единого реестра членов СРО, согласовали и утвердили все необходимые регламенты по его ведению. А уже в июле 2015 года НОСТРОЙ провел рабочее тестирование программной оболочки Единого реестра и приступил к актуализации данных.
Открытые данные
В рабочем тестировании на добровольной основе принимали участие 12 саморегулируемых организаций. Но первой СРО, о членах которой в реестре появились полные и актуальные данные, стала саморегулируемая организация Союз «Строительный ресурс».
– Попытки создать электронный реестр всех компаний, получивших допуски СРО, предпринимались с самого начала введения саморегулирования. Национальное объединение строителей начинало эту работу еще в 2010 году, – рассказал «Строительному Еженедельнику» президент Союза «Строительный ресурс» Виктор Кривошонок. – Но в то время передача данных в единый реестр была добровольной, и убедить все саморегулируемые организации открыть данные о своих членах национальному объединению тогда не удалось.
Дело в том, что основные нарушения в деятельности строительных саморегулируемых организаций связаны с манипуляциями реестрами выданных допусков. Директора таких СРО-нарушителей берут со строителей деньги и выдают им Свидетельство о допуске, но факт получения от компании взноса в компенсационный фонд СРО и факт выдачи допуска нигде публично не фиксируют. Это позволяет проводить деньги строителей мимо компенсационного фонда, а самой организации – уходить от ответственности, так как когда орган надзора предъявляет СРО свидетельство о допуске, факт выдачи которого не зафиксирован в реестре, руководство организации всегда может заявить, что такой бумаги СРО не выдавала, и предъявляемое свидетельство – это подделка. Запуск Единого реестра членов СРО сделает такие манипуляции невозможными. Свидетельство о допуске СРО будет действующим только в том случае, если информация о его выдаче зафиксирована в Едином реестре. Заказчик или представитель надзора всегда сможет проверить подлинность предъявленного ему допуска, а также действует ли он в данный конкретный момент.
– В первую очередь в создании Единого реестра членов СРО заинтересовано государство, – считает президент Союза «Строительный ресурс» Виктор Кривошонок. – В данный момент никто не обладает точными данными о количестве компаний, имеющих право выполнять работы, влияющие на качество и безопасность объектов капитального строительства на территории нашей страны.
А эти данные очень важны для планирования и понимания ситуации в отрасли. Оказывается, отраслевое министерство не располагает сейчас полной и достоверной информацией о том, сколько компаний имеют право вести работы по генподряду, сколько могут брать контракт свыше 100 млн рублей и т. д. В аппарате НОСТРОЙ также признают, что сейчас никому не известен точный объем средств, сосредоточенных в компенсационных фондах СРО. Но, самое главное, запуск Единого реестра должен придать завершенный вид системе надзора над деятельностью СРО. С высоких трибун уже не раз звучало, что система саморегулирования имеет большой потенциал, но он не может быть реализован, пока в среде самих саморегулируемых организаций есть нарушения закона.
Технические вопросы
Как и всякое новое дело, создание реестра вызывает у саморегулируемых организаций много вопросов. Когда возникали первые СРО, все они вели реестры в разных электронных форматах, и сейчас непросто все это объединить даже с технической точки зрения. По оценке самого НОСТРОЙ, порядка трети из 274 СРО строителей по различным причинам не смогут в срок подать данные о своих членах.
В целях содействия СРО, испытывающим трудности при загрузке сведений в Единый реестр и обратившимся за помощью в НОСТРОЙ, было принято решение обратиться к специалистам. Национальное объединение строителей заключило трехстороннее соглашение с Национальным агентством мониторинга и статистики (НАМИС) – разработчиком Единого реестра членов СРО и Союзом «Строительный ресурс» – первой организацией, которая самостоятельно без ошибок загрузила данные в Единый реестр, – о сотрудничестве в области организационно-технической поддержки саморегулируемых организаций.
– Участники соглашения предоставят саморегулируемым организациям помощь по ряду вопросов. В том числе будет оказана практическая помощь в подготовке информации и документов, предоставляемых в НОСТРОЙ для целей внесения сведений в Единый реестр членов СРО, – говорится в сообщении Национального объединения строителей.
Стоит добавить, что отгрузка данных в Единый реестр является прямой обязанностью саморегулируемых организаций в силу требований Градостроительного кодекса РФ, так что никакого выбора у них нет. Надо учиться.
– Конечно, создание электронного реестра с данными о тысячах компаний, которые должны обновляться в онлайновом режиме, – дело непростое. Но мы живем в XXI веке, и переход на электронный документооборот неизбежен, – уверен президент Союза «Строительный ресурс». – Некоторые СРО жалуются на отсутствие специалистов, недостаток времени и т. п. На мой взгляд, это такой психологический барьер перед переходом на другой уровень. Когда мы все переводили бухгалтерию на 1С, тоже было непросто, а сейчас привыкли и без этой программы шагу ступить не можем.
На сегодняшний день Единый реестр работает в тестовом режиме, им можно пользоваться, но информация, размещенная в нем, ежедневно пока не обновляется. Процесс запуска реестра ведется поэтапно. К концу июля запланировано открытие личных кабинетов для всех саморегулируемых организаций. На следующем этапе вводится электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Единый реестр строительных компаний – членов СРО должен стать основным и приоритетным источником данных об участниках строительного рынка для всех заинтересованных лиц. Очевидно, что со временем этот ресурс будет агрегирован с уже имеющимися реестрами поставщиков строительных услуг. Ответственность за предоставление недостоверных данных в реестр будет лежать главным образом на самих СРО. По большому счету, квалифицированные строительные компании, которые постоянно работают на рынке, должны быть заинтересованы и в формировании публичной истории, подтверждающей её профессиональную репутацию.
Шаг в будущее
В ближайшей перспективе запуск Единого реестра должен положить конец нарушениям закона со стороны отдельных саморегулируемых организаций и позволить перейти к обсуждению вопросов участия профессионального сообщества в регулировании рынка на новом уровне. Основной проблемой для квалифицированных строительных компаний по-прежнему остаются фирмы-однодневки, которые побеждают в конкурсах по непонятным причинам, административные барьеры и гигантские «откаты». Коррупционные схемы поглощают, по разным оценкам, от 30 до 50% средств, выделяемых государством на стройку. Для приведения ситуации в цивилизованное русло нужен соответствующий инструмент, и в этом смысле альтернативы саморегулированию нет.
Справка:
Основные трудности, возникающие у строительных саморегулируемых организаций при передаче данных в Единый реестр членов СРО:
– Наличие реестра членов СРО только на бумажном носителе или в формате .doc.
– Отсутствие у СРО архивных данных о ранее выданных свидетельствах о допуске.
– Отсутствие у СРО данных о видах работ к выданным свидетельствам о допуске.
– Отсутствие у СРО архивной информации о проверках компании со стороны СРО.
– Отсутствие у СРО информации о договорах страхования, заключенных членами СРО.
– Отсутствие у СРО информации о руководителях компаний, входящих в её состав.