Опалубка в кризисе

Представители отрасли и эксперты говорят о тяжелой ситуации на рынке опалубочного оборудования. Эксперты предрекают передел среди участников этого сегмента, отмечая, что выживут те компании, которые подстраиваются под новые условия, разрабатывая свежие финансовые инструменты и технологии.

 

Изменения, спровоцированные вводом санкций и ростом курса валют, неизбежно коснулись всех секторов экономики. Сегодня даже крупные производители ощущают негативное воздействие на ход своей деятельности. Тем не менее трудности не означают, что рынок опалубки заморозится, потому что опалубочные системы используются в той или иной степени практически на всех видах строек – жилья, коммерческой недвижимости, объектов инфраструктуры и т. д.  
Самыми крупными игроками опалубочного рынка Северо-Западного федерального округа можно назвать таких производителей и поставщиков, как PERI, ЗАО «АлюмоСистем – Монолитстрой», FORTRENT, «Капитал Стройиндустрия», Doka и др.
По информации участников отрасли, сегодня некоторые европейские компании уменьшили свое присутствие на российском рынке или вообще закрыли представительства в стране. Не готовыми к кризису оказались и многие небольшие компании-поставщики, не вкладывающие в развитие технологий, а фактически «снимавшие» на привлекательном растущем рынке дополнительную маржу.
Валентин Кан, генеральный директор ООО «ТСС Групп», говорит, что некоторые посредники начинают уходить с рынка, но это небольшие компании, не сосредоточенные на бизнесе и тем более производстве: «С другой стороны, рост курса валют вытесняет зарубежное оборудование с рынка несложных технических решений. Понятно, что существующих объемов у подрядчиков хватит еще минимум на год-два, а при обновлении парка в дальнейшем вероятность закупки валютозависимого оборудования маловероятна. Поэтому за европейскими коллегами останутся только какие-то уникальные высокотехнологичные разработки, наиболее сложные инфраструктурные проекты, в которых отечественный производитель еще не так уверенно продвинулся, но не более того. Это вопрос времени».
По мнению Дениса Тихонова, директора по развитию ООО «Гелиос», тенденция на рынке вполне очевидна: война производителей на фоне отсутствия покупателей. «Поголовное снижение качества продукции и комплектующих в попытке снизить стоимость контрактов. Попытки покупателей выдвигать запредельные требования по цене, способам и условиям оплаты продукции. Рынок в дальнейшем ждет череда банкротств производителей и поставщиков, укрупнение и передел. Выживут компании, способные производить большое количество продукции, имея минимальную зависимость от смежных производств, то есть вертикально интег­рированные фирмы. В более отдаленной перспективе возможен возврат к прежним объемам потребления. Сработает фактор отложенного спроса», – высказывает Денис Тихонов свою точку зрения.
Участники рынка по-разному переживают кризис. Одно совершенно точно: выживут те компании, которые подстраиваются под новые условия, разрабатывая свежие финансовые инструменты и технологии.
Например, господин Тихонов рассказал, что компания «Гелиос» «подготовилась» к кризису заранее, успев провести большой этап модернизации производства: «Мы закончили работы по наладке автоматизированного производства элементов опалубки перекрытий, полностью перевели свое производство на потребление собственного профиля нового поколения, освоили выпуск клиновых замков». В компании PERI неоднократно заявляли, что сейчас делают ставки на аренду опалубочного оборудования, так как считают, что это наиболее эффективное и экономичное решение в кризисное время.
Харийс Чика, генеральный директор ООО «ПЕРИ», добавляет, что сложно спрогнозировать, как долго продержится такая нестабильная ситуация в России. «Производители и поставщики опалубки будут искать новые инструменты для удержания клиентов и повышения эффективности взаимодействия. Будем надеяться, что сокращение затрат не будет сказываться на качестве продукции и тем самым не остановит развитие рынка. Инвестиции в новые технологии – вот что особенно важно для роста культуры строительного производства», – заключил он.

Мнение:

Юлия Ермакова, руководитель отдела маркетинга группы «СВЕЗА»:
– В последние годы появилась дешевая низкокачественная продукция из Китая. В первом полугодии 2014 года завоз оттуда увеличился почти на четверть (23%). Для изготовления дешевой китайской продукции используются низкокачественное сырье и материалы, в частности рыхлая древесина тополя, а также полукустарные методы производства. В результате по прочностным характеристикам и влагостойкости фанера из Китая в разы уступает отечественным аналогам из березы. Международный опыт показывает, что с подобным демпингом следует эффективно бороться, поддерживая отечественных производителей и стимулируя добросовестную конкуренцию внутри страны.

рубрика: Технологии и материалы
автор: Екатерина Костина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.