Девелопмент на стороне

В последние полгода сразу несколько представителей строительного рынка Петербурга заявили о намерении выйти на зарубежные рынки. Эксперты видят в этом желание местных игроков «спрятаться» от трудностей российской экономики. Однако отмечают, что пока пойти на Запад могут только крупные компании с большими оборотами.

 

Петербургские строительные компании все чаще стали выходить на зарубежные рынки. Недавно демонтажная компания «Размах» заявила о старте работ в Италии и Германии, а строительная компания STEP пригласила на работу иностранца с целью наладить отношения с заказчиками за рубежом и т. д. Полина Яковлева, директор департамента жилой недвижимости NAI Becar, приводит еще примеры: проект жилого комплекса Golden Line в Болгарии от компании «Эталон Лен­СпецСМУ», а также строительство коттеджных поселков в Финляндии компанией Setl Group. Тем не менее, по ее словам, пока это вряд ли можно назвать тенденцией, так как пока известны лишь единичные проекты частных инвесторов, которые находят интересные и экономически выгодные объекты за границей.
«Зарубежный рынок, безусловно, привлекателен для российских девелоперов в первую очередь потому, что после последнего кризиса на Западе закончился период стагнации и начался экономический подъем (как минимум на 5%), в то время как Россия, напротив, вошла в период стагнации», – добавляет Полина Яковлева. Она отмечает, что наиболее популярными зарубежными рынками для отечественных застройщиков являются Италия, Испания и Финляндия.
Сергей Ефремов, управляющий партнер ФГИК «Размах», констатирует, что тенденция увеличения интереса к западным рынкам сформировалась в основном среди крупных компаний строительной отрасли. «И причина здесь, с одной стороны, в нестабильности российского рынка и прогнозах ухудшения экономической ситуации. С другой стороны, рост курса евро и доллара делает очень сложным выход на международный рынок небольших компаний, которым просто не хватает оборотных капиталов, – говорит он. – Поэтому компания, выходящая на западный рынок, должна быть уверена либо в том, что предлагает уникальный продукт, который будет востребован, либо у нее должны быть достаточные средства, чтобы на рынке этом закрепиться».
Истории выхода на зарубежные рынки у местных компаний разные. «Изначально наша организация планировала начать свой выход за рубеж с покупки демонтажной компании в Германии, Италии или Голландии. Под это в бюджете мы выделили сумму в более чем 40 млн EUR. Однако ситуация сложилась иначе. В ходе переговоров о покупке бизнеса наши специалисты получили интересное предложение о реализации проекта в Италии. Поэтому план нашего выхода на рынок несколько изменился: под выполнение итальянского проекта было создано отдельное юридическое лицо, арендована техника. Переговоры о покупке бизнеса в Германии или Голландии пока ведутся», – рассказывает господин Ефремов. Он добавил, что изначально рынок демонтажа в России сформировался благодаря технике и технологиям, которые привозили из Европы местные специалисты. «Сейчас, выходя на западный рынок, мы получаем оптимальную площадку для обмена опытом и экспорта технологических новинок в РФ. Плюс на базе своих зарубежных проектов мы рассчитываем обучить новое поколение специалистов, которые смогут работать с наиболее современными технологиями и по мировым стандартам промышленной безопасности», – заключил он.
Со своей стороны, Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро Rumpu, с трудом представляет, чем российские строительные организации с традиционным менеджментом и уровнем эффективности могут удивить западного заказчика. «С точки зрения организации бизнеса местные компании очень далеки от западного рынка. Тем не менее некоторые собственники бизнеса сегодня могут предпринимать подобные действия. Однако, на мой взгляд, чаще всего они не выводят российскую компанию на западный рынок, а создают новую иностранную организацию с другими специа­листами и в другой среде. Такое решение может быть принято, во-первых, в целях получения валютной выручки, во-вторых, для диверсификации бизнеса или создания «запасного аэродрома» в Европе», – прокомментировал Евгений Богданов.

Мнение

Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге:

– По мере того как местный рынок девелопмента и строи­тельства сжимается, бизнесмены, обладающие экспертизой и технологиями в своей сфере, все больше присматриваются к новым рынкам. Наиболее привлекательными для них выглядят рынки Западной Европы, которые, несмотря на очень высокий уровень конкуренции и сравнительно низкую доходность, отличаются невысокими барьерами для входа, прозрачностью законодательства и большой емкостью. Кроме того, после длительного спада и стагнации многие из них перешли в фазу роста.

рубрика: Тенденции
автор: Лидия Горборукова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.