Кто не рискует

По мнению экспертов, выход российских девелоперов на зарубежные рынки сопряжен с большим числом рисков. Основные связаны с более низкой доходностью ведения бизнеса, высокой конкуренцией, особенностями законодательства и налогообложения и т. д.

 

Полина Яковлева, директор департамента жилой недвижимости NAI Becar, отметила, что выход на зарубежный рынок отечественных строительных компаний сопряжен с высокими рисками. Впрочем, по ее словам, за границей более прозрачное законодательство, нежели в России, а также есть предложение готовых объектов, покупка которых снижает риски, но в то же время требует от застройщика высоких единовременных затрат. «Отмечу, что доходность проектов за рубежом значительно уступает доходности в России: доходность в 10% годовых чистой прибыли на Западе считается выгодным вложением», – добавила эксперт.
А вот Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро Rumpu, считает, что в целом риски девелопмента за рубежом аналогичны российским. Однако прогнозировать их на западном рынке российскому инвестору будет сложно ввиду отсутствия опыта и необходимого объема информации.
Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге, также говорит о сложностях и рисках, связанных с необходимостью с нуля формировать как команду, так и клиентскую базу компаний, разбираться в особенностях законодательства и налогообложения, а также рыночных тенденциях и особенностях локального спроса в целевых сегментах.
В свою очередь, Андрей Хитров, региональный директор EKE в России, добавляет, что зачастую российские компании никто не ждет за рубежом: «Любое государство обеспечивает определенные преимущества для собственных компаний, а уровень конкуренции в развитых странах очень высокий. Российской строительной компании трудно выйти на зарубежный рынок из-за незнания национальных особенностей, отсутствия наработанной репутации и доверия местных покупателей и заказчиков. Местные органы занятости могут требовать оплаты российских специалистов на уровне, установленном в этой стране, а также приоритетного найма местной рабочей силы. В этом случае будет очень сложно конкурировать по цене с местными строительными компаниями».
Господин Хитров также отмечает, что другой проблемой может стать требование от строительной компании предоставить гарантию 5-10 лет на построенный объект недвижимости. Это связано с тем, что у иностранных покупателей нет уверенности, что российская компания будет существовать следующие 5-10 лет и сможет выполнить гарантийный ремонт, что негативно отражается на спросе.

Мнение

Андрей Хитров, региональный директор EKE в России:

– В связи с резким сжатием российского рынка и падением покупательской способности населения многие компании стремятся выйти на более доходные зарубежные рынки. В условиях девальвации рубля стоимость услуг и товаров отечественных компаний снижается, а прибыль в валюте гарантирует высокий доход. В условиях сжавшегося рынка бизнес стремится сохранить кадровый и технологический потенциал, а выход на зарубежные рынки – один из способов решить эту задачу.

рубрика: Тенденции
автор: Лидия Горборукова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.