Усилить борьбу с недобросовестными СРО
Накануне съезда НОПРИЗ и в преддверии Госсовета «Строительный Еженедельник» в рамках заочного заседания круглого стола обратился к представителям профессионального сообщества с просьбой прокомментировать, какие актуальные задачи нужно решить проектной и изыскательской отраслям в первую очередь.
– Какие основные вопросы в настоящее время стоят перед институтом саморегулирования в проектной и изыскательской отраслях? Какие задачи являются первоочередными?
Александр Гримитлин, координатор НОПРИЗ по Северо-Западному федеральному округу:
– Сегодня на падающем рынке, при сокращении проектных и строительных работ устраивать какие-то кардинальные реформы системы саморегулирования, на мой взгляд, нецелесообразно. Процесс становления СРО остался позади. В первую очередь нужно сосредоточиться на совершенствовании уже сложившегося института. Для этого нужно усилить борьбу с недобросовестными СРО, которые все еще дискредитируют всю нашу отрасль.
Сергей Афанасьев, ответственный секретарь РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования»:
– Я считаю, что основная задача института саморегулирования в области проектирования и инженерных изысканий – сделать правильные акценты, прислушавшись к мнению государства и общества. Сейчас в стране происходит переоценка по всему институту саморегулирования. В то время как проектирование и инженерные изыскания – это лишь часть общего института, общих подходов и общего понимания. 30 декабря 2015 года Правительством РФ утверждена «Концепция развития саморегулирования», стремительно идут поправки в профильный 315-ФЗ и в Градкодекс РФ. Все они делают акцент на то, что сообщество должно получить конкретную пользу от объединения проектировщиков и изыскателей в СРО. Ожидается, что это будет клуб по интересам, главной задачей которого является повышение качества и конкурентоспособности. Единая цель – остаться на рынке, но исключительно за счет качества работ и создания безопасного продукта. Тем более что качество и безопасность будущего объекта напрямую зависит от первоначального этапа работ – инженерных изысканий и проектирования.
Александр Разживин, член правления НП «СРО «Объединенные разработчики проектной документации»:
– Не нужно отделять вопросы, которые сегодня не решены, для организаций проектного и изыскательского комплекса от вопросов, ответы на которые важны для всей строительной отрасли в целом. Прежде всего, нужно определиться с законодательством в сфере саморегулирования в целом, понять, какие задачи оно будет ставить и решать как для СРО, так и для их членов. Что требует на сегодняшний день государство от саморегулируемых организаций? В чьих интересах заставляет действовать? Как СРО мы хотим и можем исполнять букву закона, но только в интересах наших членов. В противном случае само понятие и идея обязательного саморегулирования обречены на медленное умирание вне зависимости от того, будет это проектирование, изыскания или что-то другое.
Андрей Уртьев, директор СРО НПП «Союзпетрострой-Проект»:
– Серьезный успех института саморегулирования достигнут в части информационной открытости – наконец создан единый реестр проектных организаций, осталось наладить его эффективное использование. Важной задачей является развитие реальных механизмов учета мнения профессионального сообщества по принимаемым госорганами нормативно-правовым актам в сфере строительства. На сегодняшний день предложения по результатам обсуждения проектов документов зачастую игнорируются. Другим вопросом является изменение подхода к распределению заказов – высокопрофессиональные и добросовестные проектные организации должны получать конкурентное преимущество при проведении конкурсных процедур.
Антон Мороз, председатель Ассоциации СРО «БОП», член совета НОПРИЗ:
– В первую очередь мы готовимся к принятию трех важных для отрасли законов, которые внесут существенные изменения в правила нашей дальнейшей работы. Во-первых, это законопроект, который готовит Минстрой России по поручению вице-премьера Дмитрия Козака и помощника Президента РФ Андрея Белоусова при непосредственном участии НОПРИЗ и НОСТРОЙ. Данные поправки в Градкодекс РФ, направленные на совершенствование системы саморегулирования в строительстве, повлекут серьезные изменения в деятельности СРО и их национальных объединений. Второй важный для отрасли проект закона готовит Минэкономразвития России. Он касается внесения поправок в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулировании». Третий законопроект, который уже принят во втором чтении Госдумой России, будет регулировать вопросы сохранения и размещения средств компенсационных фондов СРО, а также дальнейшей деятельности СРО, утративших средства компфондов из-за отзыва лицензий у банков, и будет способствовать решению вопроса декоммерциализации СРО.
Главной задачей для профессионального сообщества сейчас является подготовка к Госсовету, который состоится уже в мае. Профессиональным сообществом проведена огромная работа, сформированы тезисы доклада и поручения для передачи Президенту РФ на Госсовете. Мы возлагаем большие надежды на это мероприятие, поскольку принятые на нем решения смогут дать импульс для дальнейшего развития нашей отрасли.
Илья Константинов, член Совета НОПРИЗ, председатель комитета по новым технологиям и строительным материалам НОПРИЗ:
– В рамках моей работы хочу отметить, что Комитет по новым технологиям и строительным материалам, пожалуй, имеет самый широкий предмет деятельности. Вопросы внедрения новых технологий, инноваций, использования и производства строительных материалов, так или иначе, должны учитываться в работе других профильных комитетов Объединения и отрасли в целом. Важной задачей Комитета является организация взаимодействия по предметным направлениям с нашими коллегами из остальных комитетов НОПРИЗ, а также с профильными комитетами НОСТРОЙ и подразделениями Министерства строительства РФ, а иных структур власти.
Одной из проблем в данной области является то, что в правовом поле не закреплено само понятие «инновационный продукт». Термин массово употребляется, а его раскрытие отсутствует. Также нет принятого на государственном уровне перечня критериев и оценок, по которым товары или технологии нужно отнести к инновационным. Фактически различные ведомства сами трактуют, например в своих положениях о закупках, что относится к инновациям, а что нет. Единого же подхода до сих пор не появилось.
– Какие изменения, по вашему мнению, следует незамедлительно внести в профильное законодательство (а также документы технического характера), регулирующее работу проектных и изыскательских компаний?
Александр Гримитлин:
– В сложной экономической ситуации нужно очень аккуратно вносить изменения и в профильное законодательство. В большей степени важно добиваться исполнения тех решений, которые были приняты ранее. Одна из главных задач НОПРИЗ на 2016 год – повышение качества проектирования, а также улучшение механизма применения типовых проектных решений. Еще одной важной задачей является совершенствование системы профессиональных квалификаций. В этой связи создание профессиональных стандартов становится не просто актуальным, а первостепенным для всех участников рынка – отдельных компаний, общественных организаций, властей.
Сергей Афанасьев:
– Последнее время саморегулируемые организации, действуя совместно с национальными объединениями, в большей степени делали акцент на анализ законодательных инициатив, а также отношение между государством и сообществом в сфере государственной контрактной системы, ценообразования и др. При этом профессиональное сообщество больше ожидало положительных результатов непосредственно от работы СРО «в полях» – на объектах, строительных площадках. Предполагалось, что СРО объединят профессионалов по однородному принципу, а затем смогут выработать свои стандарты по отдельным видам работ и придерживаться их. Разработанные стандарты могли бы стать знаком качества, а каждый член определенной саморегулируемой организации смог бы гордо нести этот знак качества. Да и сами организации, члены СРО тогда получат большие доходы и перспективы, а потребители – более качественный продукт их деятельности. К сожалению, акценты российского саморегулирования в проектной и изыскательской сферах несколько сместились в сторону глобализации. Поэтому я считаю, что надо прислушаться к «Концепции развития саморегулирования», новой редакции 315-ФЗ, новому Градкодексу. Важно понять, что это информация от власти и потребительского сообщества, и, соответственно, сделать определенную корректировку своей работы. За шесть лет саморегулирования сделано много, но срок небольшой, и его правильнее рассматривать как период учения, работы над ошибками. Нужно оставить лучшее и перестать делать излишнее. Будем ближе к народу, и народ к нам потянется.
Александр Разживин:
– Надо разделить вопросы, которыми надлежит заниматься непосредственно саморегулируемым организациям, и вопросы, которыми должны заниматься другие профессиональные сообщества (ассоциации и союзы). Одна из главных, но не единственная задача саморегулируемой организации – дать механизм легального выхода предприятию на рынок. Это не значит, что вопросы технического регулирования надо отодвинуть далеко в сторону, но надо понимать, кто и чем должен заниматься, исполняя свою прямую функцию с соответствующей долей ответственности.
Андрей Уртьев:
– Таких вопросов достаточно много – это корректировка постановления № 87 об обязательности разделов проектной документации, изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ об особенностях государственных и муниципальных закупкок в сфере строительства, совершенствование технического регулирования, изменение процедур ценообразования и др. В то же время дальнейшее реформирование системы саморегулирования в современных экономических условиях представляется нецелесообразным.
Антон Мороз:
– Объем рассматриваемой законодательной базы огромен. Прежде всего, представителей отрасли волнует разрабатываемый Минстроем законопроект, касающийся изменений в системе саморегулирования строительной отрасли. Кроме того, мы сами как представители проектно-изыскательской и строительной сферы готовим проект закона по слиянию СРО. Связанные с непростой экономической ситуацией проблемы региональных СРО, у которых количество членов существенно падает (в проектировании и инженерных изысканиях – на грани 50, в строительстве – на грани 100), возможно решить через принятие закона, регулирующего слияние нескольких СРО. Это даст возможность членам саморегулируемых организаций безболезненно осуществлять свою деятельность, не теряя свое свидетельство о допуске и не сталкиваясь с процедурой перевнесения средств компенсационного фонда с дальнейшим получением их из нацобъединения.
Идет работа в направлении декоммерциализации системы саморегулирования, в частности разработаны проекты законов в области рекламы деятельности СРО, по вопросам пополнения компенсационного фонда в связи с его утратой из-за отзыва лицензии у кредитной организации, а также по совершенствованию реестра СРО, его дополнению инженерными кадрами. Кроме того, многое удалось сделать по корреляции кодов ОКВЭД и ОКПП с перечнем видов работ по приказу № 624, что напрямую влияет на возможность участия изыскателей и проектировщиков в конкурсных процедурах.