Михаил Посохин: «Строительная отрасль готовится к Госсовету РФ»
В мае 2016 года запланировано заседание Государственного совета по развитию строительного комплекса и совершенствованию градостроительной деятельности Российской Федерации. В преддверии этого знаменательного для отрасли события, а также перед проведением III Съезда Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, осуществляющих подготовку проектной документации, президент НОПРИЗ Михаил Посохин рассказал о подготовке к этим мероприятиям.
Выстроить систему
Подготовка к Госсовету в нашем национальном объединении ведется с лета прошлого года. В НОПРИЗ были созданы и начали активную деятельность в тесном взаимодействии с Ассоциацией НОСТРОЙ ряд рабочих групп.
К декабрю 2015 года была проделана большая работа по анализу положения дел в отрасли, выявлению острых проблем, требующих незамедлительного решения, а также по выработке и сбору предложений профессионального сообщества по развитию отрасли в ближайшей перспективе.
Нам удалось выстроить систему непосредственного участия строительного сообщества в совершенствовании законодательства о градостроительной деятельности, документов техрегулирования и профессионального обсуждения отраслевых проблем как на федеральном и региональных уровнях госуправления, так и в общественных организациях.
Сегодня представители профессионального сообщества принимают участие в работе общественных и экспертных советов при органах государственной власти, приглашаются на совещания в Администрацию Президента РФ, Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания России, органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, где представляют наработанные предложения.
Особо подчеркну, что со стороны властных и административных структур на прошедших заседаниях и совещаниях было отмечено, что благодаря эффективной работе изыскателей, проектировщиков и строителей институт саморегулирования был призван перспективным. Это удостоверило и распоряжение Правительства РФ № 2776-р от 30.12.2015, утвердившее Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования на ближайшие годы.
Сейчас основными задачами профессионального сообщества является приложить максимум усилий для реализации направлений данной концепции и завершить подготовку материалов к предстоящему Госсовету.
Вот некоторые основные выводы, которые, по нашему мнению, должны найти свое отражение в материалах и проекте решения Госсовета.
Работа по направлениям
Исходя из темы заседания Госсовета, можно выделить главные направления развития строительной отрасли. Во-первых, это разработка новой градостроительной политики, обеспечивающей формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания и развития производительных сил.
В данном направлении необходимо безотлагательно решить проблемы, связанные со слабой инвестиционной активностью в отрасли и монопольным положением отдельных строительных компаний, снизить существующие административные барьеры, прекратить использование системы ценообразования 90-х годов, которая приводит не только к росту цен, но и порождает коррупцию.
Необходим переход к интегральной оценке затрат исходя из стоимости всего жизненного цикла объектов капитального строительства.
По оценкам специалистов, сегодня на строительство, включая изыскания и проектирование, расходуется около 20%, а на эксплуатацию объектов – все 80%. При этом объем затрат на проектно-изыскательские работы в инвестиционном цикле необоснованно занижен и составляет всего 3-7% от стоимости строительства, что в 2-3 раза ниже, чем в мировой практике. Такое отношение к проектно-изыскательским работам приводит к неоправданному росту затрат на этапах строительства и эксплуатации и стоимости всего жизненного цикла объекта в целом, что в современных условиях недопустимо.
Во-вторых, это реформа системы управления строительной отраслью. За государством должны сохраниться стратегические вопросы обеспечения национальной безопасности в строительстве и частично надзорные функции.
При этом необходимо постепенное привлечение профессионального сообщества к участию в регулировании. На принципы саморегулирования постепенно должны перейти следующие направления: техническое регулирование, строительный надзор, вопросы ценообразования, допуск специалистов на рынок, лицензирование на отдельные виды работ, разрешительная деятельность, подготовка кадров для отрасли, экспертиза.
В-третьих, трансформация системы допуска специалистов на рынок труда.
Действующая в настоящее время в высшей школе болонская система подготовки специалистов не адаптирована к потребностям отрасли. В 2015 году утрачен источник пополнения инженеров и архитекторов, так как высшие учебные заведения прекратили присваивать данные квалификации, а система профессиональной аттестации специалистов и присвоения соответствующей квалификации отсутствует.
В настоящее время силами национальных объединений ведется активная работа по разработке профессиональных стандартов, созданию системы и центров аттестации.
Кроме этого, при Совете по профессиональным квалификациям в строительстве создана Комиссия по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительству и архитектурно-строительному проектированию. Одним из основных направлений деятельности созданной комиссии является выработка экспертного мнения по вопросам компетенции Совета по профессиональным квалификациям в строительстве в части реализации им своих полномочий в области инженерных изысканий, градостроительства и архитектурно-строительного проектирования, а также участие в разработке профессиональных стандартов, организации независимой оценки квалификаций.
Единая политика
И последнее – это совершенствование законодательства, регулирующего отрасль, так как законодательная и нормативная база в сфере градостроительства не отвечает требованиям обеспечения роста объемов жилищного строительства и комплексного развития территорий.
В свою очередь, назрела необходимость в выработке единой государственной политики по вопросам технического регулирования, обеспечивающей взаимную согласованность нормативных документов в строительстве, а также потребность постепенного отказа от предписывающего метода регулирования и нормирования.
Кроме того, должна совершенствоваться и сама система подготовки проектной документации, повышаться роль изыскателей, архитекторов и проектировщиков в процессе проработки принимаемых инвестиционных решений.
В этой связи для экономически и социально значимых объектов необходимо скорейшее нормативное закрепление предпроектной стадии проектирования, в результате которой должен появиться облик объекта, предложения по его рациональному размещению и использованию, а также его экономическое обоснование.
В завершение подчеркну, что профессиональное сообщество готово принять в решении этих задач самое непосредственное участие.
Уверен, что наши предложения будут услышаны, и локомотив экономики, которым всегда являлась строительная отрасль, после Госсовета станет развиваться по выбранным векторам более динамично.