Тема расселения заморозке не подлежит
Проекты комплексного освоения территории (КОТ) не только целесообразны экономически, но и наиболее интересны для реализации, полагает Михаил Медведев, генеральный директор ГК «ЦДС».
КОТы вне конкуренции
Конкуренцию им могут составить объекты точечного строительства в историческом центре, но это скорее будут все-таки исключительные проекты, подобно уже реализованным ГК «ЦДС» жилым комплексам «Кантеле» в Репино или «Золотой век» в Пушкине.
Очевидно, что, несмотря на рост объемов жилищного строительства в Ленинградской области, территории в пределах Петербурга, как правило, обладают в глазах застройщиков более выраженными преимуществами. При этом освоение ранее не использовавшихся под жилищное строительство зон в городской черте (прежде всего, речь идет о промышленных территориях) позволяет реализовать именно проекты КОТ. Таким образом, к плюсам локации добавляются преимущества формата застройки. «Да, сегодня освоение промзон далеко от динамичного, но рано или поздно они застраиваться будут», – говорит Михаил Медведев.
Еще одной все более реальной возможностью для развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге, по его мнению, становится реновация хрущевок – кварталов 1960-1970-х годов застройки. «Наверное, с необходимостью решения этой проблемы мы вплотную столкнемся уже в довольно близком будущем. И, наверное, это направление в развитии города – самое правильное», – констатирует он. Так, некоторые кварталы Московского района – яркого, с развитой дорожной сетью – уже сегодня имеют неприглядный вид и, что гораздо серьезнее, становятся небезопасными для жителей. «Если тему заводских территорий, «серого пояса» Петербурга, заморозить можно, то тему расселения ветшающего жилья – нельзя», – убежден господин Медведев.
С точки зрения экономических стимулов для того, чтобы не просто строились достаточные для удовлетворения потребительского спроса объемы качественного жилья, но и чтобы эти новостройки были более доступны для приобретения, важны меры государственной поддержки – например, дальнейшая либерализация условий ипотечного кредитования. Однако не меньшее значение имеет и поиск новых вариантов взаимодействия с застройщиками городских властей. «Конечно, мы хотим строить в городе. Но нужны определенные условия. В Ленинградской области действительно хорошо работает программа «Соцобъекты в обмен на налоги». Застройщики достаточно позитивно ее воспринимают и участвуют в ней. Если бы подобная программа появилась в Петербурге, наверное, это было бы очень привлекательно для строительного бизнеса», – отмечает Михаил Медведев.
Компактный спрос
Не секрет, что масса свободных денег у россиян за последний год уменьшилась, что подтверждают данные статистики. (Так, хотя ведущие банки констатируют сохранение объема средств по вкладам, выраженным драйвером роста их портфеля является ипотечное кредитование.) Соответственно, предпочтения покупателей вновь сдвигаются в пользу более компактных квартир. Но зависимость структуры спроса от экономических факторов не имеет линейного характера. Например, при достаточной востребованности студий более высокую ликвидность нередко имеют небольшие двухкомнатные квартиры, потому что такая конфигурация дает больше вариантов для использования жилья. Остаются уникальные жизненные ситуации конкретных семей. «Нередки случаи, когда люди продают имеющееся жилье, гараж, добавляют к этой сумме сбережения и берут ипотечный кредит, только чтобы приобрести в новостройке квартиру большого метража. Все зависит от обстоятельств конкретных покупателей: для кого-то и двухкомнатная квартира – не решение проблем», – комментирует господин Медведев. Именно поэтому, продолжает он, стандарт «Базовый комфорт», разработанный и утвержденный в ГК «ЦДС», предполагает не студии, а такое соотношение квартир и метражей, которое обеспечивает полезность продукта – в данном случае жилья – для широкой аудитории. «У потенциальных покупателей в любом случае какое-то жилье уже есть, и когда они решают свой квартирный вопрос – это шаг такой важности, что его последствия стремятся продумать не на полгода-год, а на пять и даже более лет», – говорит генеральный директор ГК «ЦДС».
Кстати:
Лето 2015 года показало, что ценовое предложение у всех застройщиков практически в одном диапазоне. Дисконтные программы, программы лояльности также примерно одинаковы. Клиенты принимают решение, наверное, по принципу «Как можно больше опций за те же деньги». И скорее всего, в этом направлении рынок и будет развиваться.