На пути к транспортной модели

Петербург завершит формирование транспортной модели к концу 2016 года. Федеральные и региональные власти говорят, что в сложных экономических условиях бюджетных источников финансирования на развитие дорожной инфраструктуры не хватает, а потому упор должен делаться на государственно-частное партнерство.

 

Формирование транспортной модели Петербурга и инвестиционный потенциал строительства объектов дорожной инфраструктуры обсуждали на XI международном форуме «Мир мостов», который проходил в отеле «Англетер». Организатором мероприятия выступило правительство Петербурга совместно с НП «Объединение «ДОРМОСТ». Информационным спонсором форума по традиции стала газета «Строительный Еженедельник».

Концепция для дорог

Вице-губернатор Игорь Албин, выступая в рамках конференции, рассказал о формировании Концепции развития транспортной системы Петербурга. По его словам, сейчас разрабатывается техническое задание. «По нашим планам до конца года мы должны отработать каркас транспортной модели, а ее разработка пройдет в течение 2016 года. Нам нужен год на подготовку этого документа территориального планирования – точно так же, как и документов по территориальному планированию в водо-, тепло-, электроснабжении. Все эти утвержденные документы пространственного развития Петербурга должны быть готовы к моменту, когда начнем «собирать» Генеральный план в 2018 году», – пояснил Игорь Албин. Чиновник констатировал, что в процессе работы над транспортной моделью нужно будет уточнить классификацию городской улично-дорожной сети, уделить внимание развитию инфраструктуры парковочного пространства и пешеходных зон, мероприятиям по развитию пассажирского транспорта, метрополитена и пригородных перевозок, оценить ресурсное обеспечение отрасли и так далее.

Спасут ГЧП и концессии

Несмотря на то, что в финансировании значимых инфраструктурных проектов Петербурга активное участие принимает федеральный бюджет (в 2013 году было направлено более 6 млрд рублей, в 2014 году – почти 8 млрд рублей, на 2015 год получено около 9 млрд рублей), денег все равно не хватает, а потому Смольный активно работает над поиском крупных инвесторов.
Игорь Албин привел примеры перспективных проектов, в которые планируется привлечь значительный объем частного капитала, – это скоростной частный трамвай в Красногвардейском районе, транспортный обход центра города, ЛРТ на маршрутах «Колпино – Южное» и «Колпино – Рыбацкое», восточный скоростной диаметр (магистраль в створе ул. Фаянсовая и Зольная стоимостью 150 млрд рублей) и другие.
Из речи Николая Асаула, заместителя министра транспорта РФ, стало понятно, что федеральные органы власти также делают большие ставки на государственно-частное партнерство и, несмотря на санкции, также рассчитывают на иностранные инвестиции. «Например, проект правительства Петербурга с Мировым банком реконструкции и развития по формированию городских транспортных систем, в том числе парковочного пространства, пока находится на паузе в силу геополитической обстановки. Но мы не теряем надежду и не сбрасываем его со счетов. Этот проект ждет своего часа», – прокомментировал Николай Асаул. Еще одним источником иностранных инвестиций замминистра считает азиатские страны, в частности Китай.
«Если говорить о внутренних источниках финансирования, то перспективным становится взимание платы с ноября этого года с большегрузов массой свыше 12 тонн. Размер платы на первом этапе будет носить символический характер, что позволит «обкатать» механизм. Но как только система достигнет нужных параметров, она станет значимым источником обновления дорожной инфраструктуры», – заключил Николай Асаул.

Все объемы хороши

Замминистра транспорта РФ добавил, что в сложной экономической ситуации нужно приветствовать даже мелкого инвестора, который зачастую планирует более четкую финансовую модель для возврата инвестиций. В качестве примера Кирилл Иванов, директор НП «Объединение ДОРМОСТ», привел строительство собственниками магазина «Мега Парнас» путепровода на Мурманском шоссе за 130 млн рублей. Инвестору удалось обеспечить окупаемость проекта за счет удобной доставки покупателей в магазин.
Со своей стороны Игорь Урманов, член правления ГК «Автодор», подчеркнул, что запускать проекты ГЧП сложно из-за отсутствия в стране квалифицированных специалистов по финансовому моделированию. По его словам, в российских вузах вскоре начнется создание сети кафедр ГЧП, где будут готовиться необходимые сотрудники.

Мнение:

Сергей Харлашкин, председатель КРТИ Петербурга:
– Города с развитой инфраструктурой направляют около 15% консолидированного бюджета на ее обслуживание. А для тех городов, где есть тренд к развитию, эта цифра должна составлять 25%. Петербург расходует средства в рамках 15%. Как никогда остро стоит вопрос привлечения частных инвестиций в инфраструктуру, в такие направления, как транспортные пересадочные узлы, парковочное пространство, улично-дорожная сеть.

Игорь Албин, вице-губернатор Петербурга:
– Мы с Комитетом по финансам оценивали наши возможные перспективы по привлечению частных инвестиций в капиталоемкие проекты. Ежегодно городской бюджет может брать на проекты, реализуемые в режиме ГЧП или в режиме концессии, до 50 млрд рублей дополнительных обязательств. Это дополнительная нагрузка, и она касается всех сфер региональной экономики и социальной сферы. Если больше – мы выходим за критические показатели макропараметров регионального бюджета.

рубрика: Дорожное строительство
автор: Екатерина Костина
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.