Сложные времена лизинга
Вслед за снижением активности на строительном рынке количество лизинговых сделок с оборудованием сильно сократилось – новое покупать невыгодно в связи с ростом валютных курсов, жив лишь сегмент техники, бывшей в употреблении, отмечают эксперты.
Рынок лизинга строительной техники сильнее всего ощутил на себе влияние кризисных явлений – уменьшилось финансирование дорожного строительства, сократились темпы строительства жилой и коммерческой недвижимости. По сравнению с прошлым годом падение сегодня близко к 60%, оценивает вице-президент компании «Европлан» Александр Михайлов. Это связано как с общей экономической ситуацией в стране, так и с завершением крупных инфраструктурных проектов федерального масштаба, для которых требовалась техника, добавляет он.
Согласно предварительным данным, собранным «Эксперт РА» совместно с Объединенной лизинговой ассоциацией, объем нового бизнеса (стоимости имущества) российских лизинговых компаний в первом полугодии 2015 года сократился на 30% и составил около 244 млрд рублей. Лизинговый портфель практически не изменился за последние 12 месяцев и составляет около 2,9 трлн рублей. По мнению аналитиков «Экперт РА», в этом году рынок продолжит падение, новый бизнес сократится на 20%. Снижение продемонстрируют все крупные сегменты, а точкой поддержки станет автолизинг с нулевыми темпами прироста.
«Имеющаяся у строителей техника не задействуется в работе, и многие компании начинают ее распродавать. Подержанное оборудование является единственным сегментом рынка строительной техники, который сейчас находится в каком-то движении. Приобретать новое – неоправданно дорогое удовольствие в условиях роста курсов иностранной валюты», – говорит начальник отдела лизинга оборудования и специальной техники компании «Балтийский лизинг» Ксения Щекотова. В первую очередь приобретаются наиболее ликвидные погрузчики и экскаваторы. Специализированное оборудование и технику сегодня практически не покупают.
Как сообщили в Северо-Западном региональном филиале компании «Сбербанк Лизинг», в целом обороты в сравнении с прошлогодним периодом снизились, и это было особенно заметно в I квартале. Но с мая, когда появилась программа субсидирования лизинга от Минпромторга, стало заметно оживление в сегменте малого и среднего бизнеса. Для компаний данного сегмента предлагается экспресс-лизинг – быстрое одобрение сделки на основе минимума документов. Как правило, так приобретаются спецтехника, грузовые и легковые авто.
Одной из ключевых проблем для лизинговых компаний является даже не сокращение контрактов на строительство, а снижение или изменение порядка финансирования и оплат по ним, продолжает госпожа Щекотова. Сегодня нередки ситуации, когда по заключенным договорам не платятся авансы либо задерживаются платежи за уже выполненные работы. Как следствие, у компаний появляются большие кассовые разрывы, которые невозможно быстро закрыть банковскими кредитами – объемы кредитования тоже сильно сократились, а сроки получения кредитов выросли. В результате у клиентов возникают просрочки по лизинговым платежам. Рост дебиторской задолженности у лизинговых компаний – одна из кризисных тенденций, констатирует госпожа Щекотова. Сложности с выплатой лизинговых платежей испытывают как крупные, так и малые предприятия. Пока предпосылок для улучшения ситуации на рынке по объемам финансирования нет, тенденции сокращения объемов сохранятся, прогнозирует госпожа Щекотова.
Массовые неплатежи на рынке лизинга серьезно подрывают финансовую устойчивость лизинговых компаний. С другой стороны, банки сократили объемы кредитования лизинговых компаний и значительно глубже анализируют риски при выдаче кредитов, существенно выросла стоимость ресурсов.
В таких условиях лизинговые компании вынуждены ужесточать требования к клиентам и вслед за банками увеличивать стоимость финансирования, что негативно сказывается на количестве потенциальных клиентов. «Многие лизинговые компании, учитывая общую тенденцию стагнации в экономике, стали более консервативно оценивать потенциальную платежеспособность и платежную дисциплину клиентов. И, по сути, перестают финансировать тех клиентов, которых они ранее финансировали», – отмечает Илья Захаров, директор Санкт-Петербургского филиала компании «Альфа Страхование», которая занимается страхованием лизинговых сделок.
Кстати:
По мнению Владимира Тинякова, вице-президента группы «Ренессанс страхование», в текущих условиях динамика развития лизинга останется негативной, меньшие темпы сокращения будут иметь сегменты лизинга с большой долей государства – железная дорога, авиационный транспорт. В конкуренции за лизингополучателя выиграют те, кто специализируется на лизинге определенных видов имущества, покупает много техники, имеет реальные совместные программы с производителями, считает господин Михайлов.