Сложные времена лизинга

Вслед за снижением активности на строительном рынке количество лизинговых сделок с оборудованием сильно сократилось – новое покупать невыгодно в связи с ростом валютных курсов, жив лишь сегмент техники, бывшей в употреблении, отмечают эксперты.

 

Рынок лизинга строительной техники сильнее всего ощутил на себе влияние кризисных явлений – уменьшилось финансирование дорожного строительства, сократились темпы строительства жилой и коммерческой недвижимости. По сравнению с прошлым годом падение сегодня близко к 60%, оценивает вице-президент компании «Европлан» Александр Михайлов. Это связано как с общей экономической ситуацией в стране, так и с завершением крупных инфраструктурных проектов федерального масштаба, для которых требовалась техника, добавляет он.
Согласно предварительным данным, собранным «Эксперт РА» совместно с Объединенной лизинговой ассоциацией, объем нового бизнеса (стоимости имущества) российских лизинговых компаний в первом полугодии 2015 года сократился на 30% и составил около 244 млрд рублей. Лизинговый портфель практически не изменился за последние 12 месяцев и составляет около 2,9 трлн рублей. По мнению аналитиков «Экперт РА», в этом году рынок продолжит падение, новый бизнес сократится на 20%. Снижение продемонстрируют все крупные сегменты, а точкой поддержки станет автолизинг с нулевыми темпами прироста.
«Имеющаяся у строителей техника не задействуется в работе, и многие компании начинают ее распродавать. Подержанное оборудование является единственным сегментом рынка строительной техники, который сейчас находится в каком-то движении. Приобретать новое – неоправданно дорогое удовольствие в условиях роста курсов иностранной валюты», – говорит начальник отдела лизинга оборудования и специальной техники компании «Балтийский лизинг» Ксения Щекотова. В первую очередь приобретаются наиболее ликвидные погрузчики и экскаваторы. Специализированное оборудование и технику сегодня практически не покупают.
Как сообщили в Северо-Западном регио­нальном филиале компании «Сбер­банк Лизинг», в целом обороты в сравнении с прошлогодним периодом снизились, и это было особенно заметно в I квартале. Но с мая, когда появилась программа субсидирования лизинга от Минпромторга, стало заметно оживление в сегменте малого и среднего бизнеса. Для компаний данного сегмента предлагается экспресс-лизинг – быстрое одобрение сделки на основе минимума документов. Как правило, так приобретаются спецтехника, грузовые и легковые авто.
Одной из ключевых проблем для лизинговых компаний является даже не сокращение контрактов на строительство, а снижение или изменение порядка финансирования и оплат по ним, продолжает госпожа Щекотова. Сегодня нередки ситуации, когда по заключенным договорам не платятся авансы либо задерживаются платежи за уже выполненные работы. Как следствие, у компаний появляются большие кассовые разрывы, которые невозможно быстро закрыть банковскими кредитами – объемы кредитования тоже сильно сократились, а сроки получения кредитов выросли. В результате у клиентов возникают просрочки по лизинговым платежам. Рост дебиторской задолженности у лизинговых компаний – одна из кризисных тенденций, констатирует госпожа Щекотова. Сложности с выплатой лизинговых платежей испытывают как крупные, так и малые предприятия. Пока предпосылок для улучшения ситуа­ции на рынке по объемам финансирования нет, тенденции сокращения объемов сохранятся, прогнозирует госпожа Щекотова.
Массовые неплатежи на рынке лизинга серьезно подрывают финансовую устойчивость лизинговых компаний. С другой стороны, банки сократили объемы кредитования лизинговых компаний и значительно глубже анализируют риски при выдаче кредитов, существенно выросла стоимость ресурсов.
В таких условиях лизинговые компании вынуждены ужесточать требования к клиентам и вслед за банками увеличивать стоимость финансирования, что негативно сказывается на количестве потенциальных клиентов. «Многие лизинговые компании, учитывая общую тенденцию стагнации в экономике, стали более консервативно оценивать потенциальную платежеспособность и платежную дисцип­лину клиентов. И, по сути, перестают финансировать тех клиентов, которых они ранее финансировали», – отмечает Илья Захаров, директор Санкт-Петербургского филиала компании «Альфа Страхование», которая занимается страхованием лизинговых сделок.

Кстати:

По мнению Владимира Тинякова, вице-президента группы «Ренессанс страхование», в текущих условиях динамика развития лизинга останется негативной, меньшие темпы сокращения будут иметь сегменты лизинга с большой долей государства – железная дорога, авиационный транспорт. В конкуренции за лизингополучателя выиграют те, кто специализируется на лизинге определенных видов имущества, покупает много техники, имеет реальные совместные программы с производителями, считает господин Михайлов.

рубрика: Финансы и страхование
автор: Вероника Маслова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.