Ремонт за счет фирмы
Ущерб дорогам Ленобласти от движения тяжелого транспорта, доставляющего материалы на строительство участка платной автомагистрали М-11 Москва – Санкт-Петербург, должны компенсировать сами строители, полагают в правительстве региона.
Объем материалов, поставляемых для строительства М-11, не планировался на несущей способности этой и ряда других дорог. Только поэтому они подлежат восстановлению. Причиненный ущерб должен быть оценен в рамках дефектных ведомостей при подготовке соглашения между Ленинградской областью, Федеральным дорожным агентством «Автодор», концессионером – ООО «Магистраль двух столиц» и подрядчиком – турецко-итальянской компанией «Ичташ Асталди». Об этом заявил Михаил Козьминых, председатель областного Комитета по дорожному хозяйству, оценив состояние региональной автодороги Ушаки – Рублево – Гришкино в Тосненском районе в рамках федеральной акции «Неделя без перегруза».
Это одна из 10 региональных дорог, которые задействованы на строительстве участка автомагистрали М-11, проходящего по территории Ленобласти. Только до конца нынешнего года на этот объект планируется завезти около 2 млн куб. м песка – это не менее 40 тыс. куб м ежедневно. «Это уже грузовые поезда, идущие по дороге, которая явно для этого не предназначена», – прокомментировал чиновник, упомянув о недавно «пойманной» в области машине общей массой 133 тонны.
Фактически вся работа по проекту участка платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург состоит из трех этапов: подготовки к началу строительства, самой стройки и окончания работ. Соответственно, для участия региональных дорог в проекте организации строительства уже сегодня, по данным инспектирования, необходимо частичное их восстановление до нормативного состояния, а потом поддержание в процессе возведения М-11. Эти расходы и лягут, как предполагается, на плечи концессионера, между тем как содержание региональных автодорог по-прежнему будет осуществляться за счет бюджета Ленинградской области.
Без социальных взрывов
В проект организации строительства автомагистрали М-11 в Ленинградской области вошло около 40 км региональных дорог, и только эти участки являются предметом соглашения с генеральным подрядчиком. «Мы несем ответственность за все остальное. Мы будем вам помогать. Сомнений нет: это очень важный объект, который имеет для нас очень большое значение. Но при этом мы хотели бы все-таки, чтобы это строительство не вызывало никакого социального взрыва», – заявил Михаил Козьминых.
Со своей стороны, концессионер сообщил о наличии четырех сформированных бригад для выполнения работ по восстановлению задействованных в строительном процессе региональных дорог. «Мы уже комиссионно обследовали все дороги, объем и состав необходимых работ согласованы», – сказал Ильшат Мухаметзянов, директор по строительству ООО «Магистраль двух столиц». Стоимость и перечень работ не разглашаются, однако представитель концессионера пообещал: «Дороги мы сохраним».
Затраты на восстановление задействованных дорог первоначально были предусмотрены проектом организации строительства. Однако федеральная государственная экспертиза эти расходы исключила. «На наш взгляд, это неправильно. И мы сейчас договариваемся с Федеральным дорожным агентством «Автодор» о том, чтобы эти затраты все-таки входили в смету, потому что иначе будет продолжаться вакханалия», – рассказал чиновник. Он также сообщил, что в случае если соглашение подписано не будет, власти региона оставляют за собой право использовать все возможные законные методы для предотвращения разрушения действующих автодорог. «Мы выставим пост весового контроля либо перекроем все выезды с карьеров. А поскольку лицензии на разработку недр выдает Комитет по природным ресурсам, можно прекратить эксплуатацию всех карьеров», – пояснил господин Козьминых.
Срок действия соглашения будет распространяться на все три года строительства.
Пока, по словам Александра Санникова, заместителя директора по строительству «Ичташ Асталди», серьезного ремонта используемых дорог не требуется.
Споры о деталях
На момент сдачи номера в печать окончательный текст соглашения еще обсуждался и оно не было подписано. Вопросы у разных сторон возникли в связи с недостаточно детально прописанной ответственностью концессионера и подрядной организации, отсутствием полного перечня дорог, на которые распространяются положения соглашения и др. В частности, Сергей Карпов, начальник Санкт-Петербургского территориального управления ГК «Автодор», заявил о необходимости заключения общего соглашения на все дороги, задействованные в строительстве, независимо от их принадлежности. «Мы бы хотели, чтобы полномочия областного Комитета по дорожному хозяйству были расширены в плане участия в обследовании муниципальных дорог», – уточнил он. Кстати, соглашения, аналогичные тому, которое обсуждается сегодня в Ленобласти, уже заключены между властями и концессионерами на строительстве других участков магистрали Москва – Санкт-Петербург (например, в Новгородской области), и потому Ленобласти незачем «изобретать велосипед».
Пока, однако, расширение соглашения между компаниями, участвующими в реализации этого проекта, и органами власти за счет включения и перечня муниципальных автодорог невозможно из-за наличия достаточно большого числа балансодержателей. «Но такие же меры будут потом распространены и на муниципальные дороги», – прокомментировали в ООО «Магистраль двух столиц».
Кстати:
Платная скоростная автодорога Москва – Санкт-Петербург с числом полос от 4 до 10 имеет проектную протяженность 669 км и строится на территории четырех субъектов РФ: Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. Прогнозируется, что к 2030 году суточная интенсивность движения по этой магистрали превысит 33 тыс. машин. Объект должен быть полностью введен в эксплуатацию в мае 2018 года. Уже открыто движение в обход Вышнего Волочка, а также на участке между Москвой и аэропортом Шереметьево.
ООО «Магистраль двух столиц» представляет собой консорциум, сформированный Vinci Concessions S.A.S. и ВТБ. В 2014 году организация заключила концессионное соглашение, концедентом по которому выступило Федеральное дорожное агентство «Автодор», о финансировании, строительстве и последующей эксплуатации платной автодороги Москва – Санкт-Петербург на участках 543 км – 646 км и 646 км – 684 км.