Легкорельс не должен дублировать железную дорогу

Глобальное осложнение экономической ситуации в стране очень сильно влияет на ранее планировавшиеся сроки и темпы развития транспортной системы Петербургской городской агломерации и районов Ленобласти, утверждает Сергей Иванов, заместитель начальника отдела узлов и станций ПАО «Ленгипротранс».

 

Именно эта компания стала разработчиком Генеральной схемы развития железнодорожного узла Санкт-Петербурга и Ленин­­градской области.

– В руководстве Октябрь­ской железной дороги заявляют, что сегодня одна из основных задач в сфере развития транспортной системы Петербургской агломерации – это необходимость согласования Генеральной схемы развития железнодорожного узла с Гене­ральным планом Санкт-Петербурга и планами развития Ленобласти. Что надо согласовывать?
– В технической и технологической части генеральная схема получила одоб­рение Координационного совета под председательством министра транспорта РФ Максима Соколова еще в сентябре прошлого года. Но было принято решение о доработке схемы в части финансового обеспечения предусмотренных в ней мероприятий: власти обоих субъектов РФ не желают согласиться с тем, что ряд мероприятий в Генеральной схеме предложено финансировать из региональных бюджетов. Речь идет о финансировании коммерчески неэффективных для ОАО «РЖД» реконструкции и строительства объектов железнодорожной инфраструктуры для обеспечения роста объемов пассажирских перевозок в городе и области. Никаких глобальных противоречий между предложениями по развитию железнодорожного узла, содержащимися в Генеральной схеме, и Ген­планом Санкт-Петербурга не выявлено. Тем более что мероприятия для объектов, располагаю­щихся в административных границах Северной столицы, разрабатывались на подоснове, предоставленной Комитетом по градостроительству и архитектуре. Напротив, и в прошедшем году, и сейчас с нами как с разработчиками Генеральной схемы согласовывается вся проектная документация по объектам, реконструи­руемым и строящимся на территориях, которые граничат с существующей полосой отвода ОЖД.
На сроки реализации мероприятий, предусмотренных Генеральной схемой, несомненно, влияет глобальное осложнение экономической ситуации. По нашему мнению, в таких условиях дискуссии между вероятными участниками финансирования развития железнодорожного узла могут продолжаться очень долго и никак не послужат достижению конкретных результатов по совершенствованию и увеличению железнодорожных пассажирских перевозок. Мы считаем, что наиболее полезно и эффективно определять источники и порядок финансирования непосредственно перед реализацией мероприятий в рамках соответствующих предпроектных проработок.

– Какие объекты, проекты в транспортной сфере, по вашему мнению, требуют большей согласованности между руководством РЖД и властями двух субъектов либо более пристального к себе внимания?
– Конечно, это объекты, обеспечивающие потребности в развитии пассажирских перевозок, внутригородских и пригородных. Железнодорожная инфраструктура в этом направлении должна развиваться консолидированно со строи­тельством метрополитена, образованием новых интенсивно застраиваемых селитебных зон, освоением территорий в Лен­области. При этом концепция создания системы линий скоростного трамвая (так называемого легкорельсового транспорта) не должна противоречить имеющимся резервам провозной способности железнодорожной инфраструктуры и перспективам ее увеличения после реконструкции. То есть линии скоростного трамвая не должны дублировать железнодорожные линии в одних и тех же сообщениях. Целесообразно создание единой системы скоростного рельсового транспорта в агломерации (электрички, метро, скоростные и обычные трамваи), в которую входят и градостроительно осваивае­мые областные территории. Непременно в эту систему следует включить интермодальное железнодорожное сообщение Балтийский вокзал – аэропорт Пулково. Пример создания такой системы в настоя­щее время – Московский транспортный узел, для чего действуют соответствующие программы, договоры и соглашения с участием Москвы и Московской области как субъектов Федерации, ОАО «РЖД», заинтересованных инвесторов. Пример успешного формирования и функционирования аналогичной системы – Парижская сеть скоростного рельсового транспорта.

Мнение:

Кирилл Поляков, генеральный директор Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти:
– У дирекции, РЖД и РОСЖЕЛДОРа есть партнерские проекты. Например, проводится мониторинг строящейся желез­нодорожной линии категории «особо грузонапряженная» Лосево – Камен­но­горск. Кроме того, идет разработка проекта «Строи­тельство вторых железнодорожных путей и электрификация участка Выборг – Приморск – Ермилово ОЖД». Прорабатывается идея развития тактового движения электричек от Ладожского вокзала до станции Мельничный Ручей. В проработке и вопрос целесообразности дополнительной остановки в пос. Рощино скоростного пригородного электропоезда «Ласточка», который курсирует между Санкт-Петербургом и Выборгом.

Кстати:

За пять лет объемы грузоперевозок в порт «Усть-Луга» выросли почти в пять раз, а к 2020 году увеличатся еще в 2,5 раза – до 75,6 млн тонн, сообщили в руководстве Октябрьской железной дороги. На реализацию данного проекта в 2015-2020 годах в инвестпрограмме РЖД предусмотрено 70,5 млрд рублей. Объем перевозок в другие морские порты в Ленобласти к 2020 году вырастет до 15,2 млн тонн для Высоцка и до 6,6 млн тонн для Приморска. На полигоне ОДЖ реализуется также проект «Реконструкция станции Волховстрой-1. Парк приема». В его составе разработана генеральная схема развития Волховстроевского железнодорожного узла. Развитие пассажирских перевозок должно идти через увеличение пропускной способности станций Колпино, Тосно, строительство третьего главного пути на участке Обухово – Колпино.
Руководство Ленобласти злободневными вопросами для решения совместно с РЖД считает ремонт переездов и строительство пешеходных переходов через железнодорожные пути, например в Кингисеппе, Волосово и др. «Вопрос поднимался на встрече губернатора Лен­области Александра Дрозденко и нового президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова», – сообщил вице-губернатор Лен­области по строи­тельству Михаил Москвин.

рубрика: Инфраструктура
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.