Раздвоение бюджета
ЗакС Петербурга в первом чтении принял проект бюджета города на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. Городские власти говорят, что его параметры сверстаны с учетом сложных экономических условий. Оппозиция утверждает, что новый бюджет оторван от реальности, поэтому представила свой вариант этого финансового документа.
Депутаты Петербурга приняли за основу проект бюджета города на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. «За» проголосовали 39 депутатов, «против» – 11. Основными противниками проекта бюджета выступили представители группы независимых депутатов и парламентарии от «Яблока». Они предложили голосовать поименно, однако коллеги не поддержали эту инициативу, поэтому голосование по бюджету проходило тайно.
На метро и социальную сферу
По традиции, представлял главный финансовый документ перед депутатами ЗакСа губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Он доложил, что доходы бюджета на 2016 год составят 432,561 млрд рублей, расходы – 483,161 млрд рублей, таким образом, дефицит будет равняться 50,6 млрд рублей. Федеральные дотации предусмотрены в размере 17,458 млрд рублей.
Основной финансовый документ Петербурга будет еще более социально ориентированным, чем прошлые годы. «Он принимается в сложнейших экономических условиях, но мы его готовили с большой долей оптимизма. Но для нас самих это мера оптимизма, близкая к предельной. Почти максимум того, что мы с вами можем себе сегодня позволить как патриоты Петербурга и как ответственная власть», – пылко заявил Георгий Полтавченко.
Наиболее значимый объем расходов в 2016 году будет связан с реализацией с нескольких государственных программ. В частности, 103,1 млрд рублей направлено на развитие образования, 93 млрд рублей – на развитие транспортной системы Петербурга. Социальная поддержка граждан в проекте бюджета занимает статью расходов объемом 57,4 млрд рублей. На обеспечение доступным жильем и услугами ЖКХ жителей Петербурга в проект бюджета на 2016 год запланировано 31,2 млрд рублей, на развитие сферы культуры и туризма – 20,1 млрд рублей, на комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры – 15,4 млрд рублей, на развитие физической культуры и спорта – 15,2 млрд рублей. На капитальные расходы в 2016 году в рамках адресно-инвестиционной программы в бюджете Петербурга зарезервировано около 80 млрд рублей. К вводу в эксплуатацию запланировано 15 детских садов, 8 школ, 9 объектов здравоохранения, 5 объектов физкультуры и спорта и 1 объект культуры.
Что касается дефицита бюджета, то недостающие доходы Смольный планирует покрывать путем заимствования. К концу 2016 года, по словам губернатора, и вовсе прогнозируется рост ВРП. «Даже при низких ценах на углеводороды Петербург способен по итогам 2016 года увеличить ВРП на 1-2%. Индекс настроений в промышленности города начиная с сентября вновь пошел вверх. Полностью загружены наши верфи и предприятия ОПК», – добавил оптимизма Георгий Полтавченко.
Без альтернативы никуда
Со стороны депутатов к Георгию Полтавченко после выступления поступило множество конкретных вопросов – сколько средств выделено на эту статью, а сколько на другую. Были вопросы и про экономию бюджетных средств за счет снижения затрат на содержание чиновников. Господин Полтавченко ответил, что уже дал поручение по поводу сокращения в течение 2015 года на 10% зарплат работников Администрации Петербурга. Кроме этого, глава города поставил задачу подготовить предложения по оптимизации численности госслужащих города.
Большое внимание привлекла презентация группой независимых депутатов, куда входят Максим Резник, Ольга Галкина, Вячеслав Нотяг и другие, а также депутаты ГД РФ Оксана Дмитриева и Наталья Петухова, альтернативного проекта бюджета Петербурга на 2016 год. Его основные характеристики: доходы – 461,98 млрд рублей, расходы – 475,82 млрд рублей, дефицит – 13,84 млрд рублей. Как отметил депутат Максим Резник, основные характеристики альтернативного бюджета предполагают больший объем доходов за счет реализации антикризисных мер, мобилизации неналоговых доходов в форме компенсаций инвесторам затрат государства, а также субсидий федерального бюджета.
«Альтернатива нужна, потому что официальный проект бюджета страдает пороками. Главный порок – нет диагноза происходящего в городе. Правительство напоминает нам врача, который лечит от неизвестной болезни. А надо признать, но это не признается, что кризис в Петербурге начался раньше, чем в РФ, и он глубже. Исходя из этого, мы считаем, что доходы в проекте бюджета на 2016 год завышены на 15-20 млрд рублей», – прокомментировал Максим Резник. Кроме этого, независимые депутаты считают абсолютно порочной практику заимствования. В таком случае, отмечают они, обслуживание государственного долга Петербурга в итоге вырастет в шесть раз. Также в альтернативном проекте бюджета говорится о том, что важно строить нужные станции метро, не обслуживать дорогостоящие проекты, как чемпионат мира по футболу – 2018. По словам Максима Резника, существующая станция «Крестовский остров» и так, по официальной статистике, является наименее востребованной в Петербурге, но вскоре там появится еще одна станция метро – «Новокрестовская». Он отметил, что намного нужнее новые станции метро активно развивающемуся Красносельскому району Петербурга с населением более 300 тыс. человек. Также, по мнению группы независимых депутатов, неэффективными статьями расхода в проекте являются расходы, навязанные городу застройщиками-инвесторами на социальную, инженерную инфраструктуру, транспорт, при том что земельные участки они приобрели на аукционе под застройку. Среди таких примеров Максим Резник назвал проекты города-спутника Южный, «Лахта-центра» и др.
Оппозиционно настроенные депутаты надеются, что эти и другие их предложения хотя бы частично будут взяты в качестве поправок во втором чтении бюджета-2016.
Мнение:
Георгий Явлинский, лидер партии «Яблоко»:
– Я приложу все усилия, чтобы в ближайшее время на заседании ЗакСа рассматривался законопроект о совершенствовании бюджетного процесса в Петербурге. Я обсудил его с губернатором и с администрацией города. Там все связано с прозрачностью бюджета, с подотчетностью, с уточнением бюджетных процедур, с эффективностью расходования средств и т. д. Но один из главных вопросов – это лишение комитетов и комиссий ЗакСа права законодательной инициативы. Это право должно быть только у депутатов и у губернатора. В первую очередь нужно наложить вето на внесение анонимной поправки от Бюджетно-финансового комитета ЗакСа в проект бюджета. Такая поправка, существующая только в Петербурге, снижает качество бюджетного планирования и делает всю финансовую ситуацию в городе крайне непрозрачной.
Кстати:
В 2016 году на строительство и реконструкцию дорог бюджет направит 19,4 млрд рублей. Город ждет завершения работ на Московском шоссе между КАД и пос. Ям-Ижора, на южном берегу Обводного канала от Глухоозерского шоссе до пр. Обуховской Обороны, на развязке Пискаревского пр. и пр. Непокоренных и на других объектах.