Раздвоение бюджета

ЗакС Петербурга в первом чтении принял проект бюджета города на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. Городские власти говорят, что его параметры сверстаны с учетом сложных экономических условий. Оппозиция утверждает, что новый бюджет оторван от реальности, поэтому представила свой вариант этого финансового документа.

 

Депутаты Петербурга приняли за основу проект бюджета города на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. «За» проголосовали 39 депутатов, «против» – 11. Основными противниками проекта бюджета выступили представители группы независимых депутатов и парламентарии от «Яблока». Они предложили голосовать поименно, однако коллеги не поддержали эту инициативу, поэтому голосование по бюджету проходило тайно.

На метро и социальную сферу

По традиции, представлял главный финансовый документ перед депутатами ЗакСа губернатор Петербурга Геор­гий Полтавченко. Он доложил, что доходы бюджета на 2016 год составят 432,561 млрд рублей, расходы – 483,161 млрд рублей, таким образом, дефицит будет равняться 50,6 млрд рублей. Феде­ральные дотации предусмотрены в размере 17,458 млрд рублей.
Основной финансовый документ Петер­бурга будет еще более социально ориентированным, чем прошлые годы. «Он принимается в сложнейших экономических условиях, но мы его готовили с большой долей оптимизма. Но для нас самих это мера оптимизма, близкая к предельной. Почти максимум того, что мы с вами можем себе сегодня позволить как патриоты Петербурга и как ответственная власть», – пылко заявил Георгий Полтавченко.
Наиболее значимый объем расходов в 2016 году будет связан с реализацией с нескольких государственных программ. В частности, 103,1 млрд рублей направлено на развитие образования, 93 млрд рублей – на развитие транспортной системы Петербурга. Социальная поддержка граждан в проекте бюджета занимает статью расходов объемом 57,4 млрд рублей. На обеспечение доступным жильем и услугами ЖКХ жителей Петер­бурга в проект бюджета на 2016 год запланировано 31,2 млрд рублей, на развитие сферы культуры и туризма – 20,1 млрд рублей, на комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры – 15,4 млрд рублей, на развитие физической культуры и спорта – 15,2 млрд рублей. На капитальные расходы в 2016 году в рамках адресно-инвести­ционной программы в бюджете Петер­бурга зарезервировано около 80 млрд рублей. К вводу в эксплуатацию запланировано 15 детских садов, 8 школ, 9 объектов здравоохранения, 5 объектов физкультуры и спорта и 1 объект культуры.
Что касается дефицита бюджета, то недостающие доходы Смольный планирует покрывать путем заимствования. К концу 2016 года, по словам губернатора, и вовсе прогнозируется рост ВРП. «Даже при низких ценах на углеводороды Петербург способен по итогам 2016 года увеличить ВРП на 1-2%. Индекс настрое­ний в промышленности города начиная с сентября вновь пошел вверх. Полностью загружены наши верфи и предприятия ОПК», – добавил оптимизма Георгий Полтавченко.

Без альтернативы никуда

Со стороны депутатов к Георгию Полтавченко после выступления поступило множество конкретных вопросов – сколько средств выделено на эту статью, а сколько на другую. Были вопросы и про экономию бюджетных средств за счет снижения затрат на содержание чиновников. Господин Полтавченко ответил, что уже дал поручение по поводу сокращения в течение 2015 года на 10% зарплат работников Администрации Петербурга. Кроме этого, глава города поставил задачу подготовить предложения по оптимизации численности госслужащих города.
Большое внимание привлекла презентация группой независимых депутатов, куда входят Максим Резник, Ольга Гал­­кина, Вячеслав Нотяг и другие, а также депутаты ГД РФ Оксана Дмит­­­­рие­ва и Наталья Петухова, альтернативного проекта бюджета Петербурга на 2016 год. Его основные характеристики: доходы – 461,98 млрд рублей, расходы – 475,82 млрд рублей, дефицит – 13,84 млрд рублей. Как отметил депутат Максим Резник, основные характеристики альтернативного бюджета предполагают больший объем доходов за счет реализации антикризисных мер, мобилизации неналоговых доходов в форме компенсаций инвес­торам затрат государства, а также субсидий федерального бюджета.
«Альтернатива нужна, потому что официальный проект бюджета страдает пороками. Главный порок – нет диагноза происходящего в городе. Правительство напоминает нам врача, который лечит от неизвестной болезни. А надо признать, но это не признается, что кризис в Петербурге начался раньше, чем в РФ, и он глубже. Исходя из этого, мы считаем, что доходы в проекте бюджета на 2016 год завышены на 15-20 млрд рублей», – прокомментировал Максим Резник. Кроме этого, независимые депутаты считают абсолютно порочной практику заимствования. В таком случае, отмечают они, обслуживание государственного долга Петербурга в итоге вырастет в шесть раз. Также в альтернативном проекте бюджета говорится о том, что важно строить нужные станции метро, не обслуживать дорогостоящие проекты, как чемпионат мира по футболу – 2018. По словам Максима Резника, существующая станция «Крестовский остров» и так, по официальной статистике, является наименее востребованной в Петербурге, но вскоре там появится еще одна станция метро – «Новокрестовская». Он отметил, что намного нужнее новые станции метро активно развивающемуся Красносельскому району Петербурга с населением более 300 тыс. человек. Также, по мнению группы независимых депутатов, неэффективными статьями расхода в проекте являются расходы, навязанные городу застройщиками-инвес­торами на социальную, инженерную инфраструктуру, транспорт, при том что земельные участки они приобрели на аукционе под застройку. Среди таких примеров Максим Резник назвал проекты города-спутника Южный, «Лахта-центра» и др.
Оппозиционно настроенные депутаты надеются, что эти и другие их предложения хотя бы частично будут взяты в качестве поправок во втором чтении бюджета-2016.

Мнение:

Георгий Явлинский, лидер партии «Яблоко»:
– Я приложу все усилия, чтобы в ближайшее время на заседании ЗакСа рассматривался законопроект о совершенствовании бюджетного процесса в Петербурге. Я обсудил его с губернатором и с администрацией города. Там все связано с прозрачностью бюджета, с подотчетностью, с уточнением бюджетных процедур, с эффективностью расходования средств и т. д. Но один из главных вопросов – это лишение комитетов и комиссий ЗакСа права законодательной инициативы. Это право должно быть только у депутатов и у губернатора. В первую очередь нужно наложить вето на внесение анонимной поправки от Бюджетно-финансового комитета ЗакСа в проект бюджета. Такая поправка, существующая только в Петербурге, снижает качество бюджетного планирования и делает всю финансовую ситуацию в городе крайне непрозрачной.

Кстати:

В 2016 году на строительство и реконструкцию дорог бюджет направит 19,4 млрд рублей. Город ждет завершения работ на Мос­ковском шоссе между КАД и пос. Ям-Ижора, на южном берегу Обводного канала от Глухо­озерского шоссе до пр. Обухов­ской Обороны, на развязке Пискарев­­ского пр. и пр. Непо­коренных и на других объектах.

рубрика: События
автор: Лидия Горборукова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.