Вопрос номера
В Смольном определили, насколько подорожает проезд в общественном транспорте в 2016 году, – данную поправку одобрил губернатор Георгий Полтавченко. Так, цены на разовый проезд в метро повысятся с 31 до 35 рублей, а в наземном общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай) возрастут с 28 до 30 рублей. Обоснованно, ли с вашей точки зрения, такое повышение?
Юлия Шавель, пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен»:
– Петербургский метрополитен не определяет стоимость проезда, мы предоставляем информацию для анализа. Факт в том, что на сегодняшний день себестоимость поездки превышает существующий тариф на три рубля.
Владимир Валдин, эксперт МОО «Город и транспорт»:
– Повышать стоимость можно сколько угодно. Но рост тарифа идет даже не за разовую поездку, а скорее за одну «посадку». В цивилизованных городах транспортная система является интегрированным единым целым. Считается, что на среднюю поездку в крупном городе требуется полтора часа, в течение которых человек может сделать сколько угодно пересадок. Это позволяет, в первую очередь, оптимизировать маршрутную сеть и не держать безумного числа маршрутов, при этом меньше требуется подвижного состава автобусов, соответственно, бюджетные затраты снижаются. И люди более охотно пользуются общественным транспортом. В некоторых российских городах стали вводить подобную систему. Например, в Москве уже существует билет «90 минут». В Петербурге введение такого билета оттягивается под различными предлогами.
Ольга Морозова, генеральный директор компании «Градостроительные решения»:
– Я очень редко пользуюсь общественным транспортом. Но все же мне странно слышать о повышении стоимости проезда на метро и в автобусах, учитывая, что зарплаты людей снижаются. По моим оценкам, их уменьшение в течение 2015 года составило около 30%. Получается, что доходы у людей «редеют», а за дорогу на работу им придется заплатить больше. Я согласна с точкой зрения, что общественный транспорт – это инфраструктура, созданная для удобства горожан, поэтому город должен ее содержать, повышая комфортность передвижения. Постоянно повышая цены на проезд, мы придем к тому, что в трамваях и троллейбусах никто не будет ездить.
Алексей Палин, депутат ЗакСа Петербурга:
– Мы изначально выступали за то, чтобы повышать стоимость за проезд в общественном транспорте, и говорили о повышении на 2-3 рубля. В реальности получилось, что на наземный транспорт тариф вырос на 2 рубля, а на разовый проезд в метро – на четыре. В принципе, такое повышение находится в рамках допустимого значения. И Комитет по тарифам, когда утверждал документацию, подтверждал нам, что повышение в пределах этой суммы оправданно. А вот когда предлагали увеличить плату до 40-42 рублей в метро, это вызывало много вопросов у депутатов. Это недопустимо, особенно в ситуации индексации пенсий и зарплат. В настоящее время в Петербурге рассматривается введение проездного билета по времени.
Майя Петрова, партнер юридической фирмы «Борениус»:
– Общественный транспорт стал заметно лучше, например обновился состав парка автобусов, троллейбусов, появились выделенные линии, англо-русские указатели в метро и т. д. Конечно, все это стоит денег, а как говорится, за удовольствие нужно платить. С другой стороны, сложная экономическая ситуация напрямую отражается на доходах населения, и повышение стоимости разового проезда является чувствительным для горожан. Но все же повышение платы в общественном транспорте происходит только после тщательных экономических расчетов, в рамках инфляции, потому вполне обоснованно.