Вячеслав Смоленков: «Использование щебеночных свай ускоряет строительство»

Группа компаний «ГЕОИЗОЛ» не так давно завершила работы по устройству щебеночных свай на намывной территории Крестовского острова. Первый заместитель генерального директора Вячеслав Смоленков рассказал «Строительному Еженедельнику» о новой для российского рынка технологии усиления грунтов основания. По словам специалиста, уникальная технология позволяет на порядок ускорить работы с грунтами и существенно улучшить их несущие характеристики.

 

– В настоящее время Группа компаний «ГЕОИЗОЛ» активно внедряет в своей работе технологию щебеночных свай. Расскажите о ней подробнее.
– Технология устройства щебеночных свай применяется для увеличения несущей способности грунтов основания проектируемого сооружения, предотвращения возможной потери устойчивости основания, уменьшения деформаций и времени их стабилизации, а также для исключения возможности разжижения и потери прочности грунтов при сейсмическом воздействии. Она идеально подходит для работ с нестабильными грунтами, на каких стоит Петербург.
Сама технология известна давно, мировой опыт усиления грунта путем глубинной вибрации насчитывает более 70 лет. Однако в России щебеночные сваи одной из первых стала внедрять компания «ГЕОИЗОЛ». Можно сказать, что мы первопроходцы их использования на территории страны.

– В чем суть данной технологии?
– При изготовлении щебеночных свай используется специальное оборудование, так называемый виброфлот – глубинный вибратор диаметром от 290 до 460 мм, подбираемый в зависимости от поставленной задачи. Для подачи уплотняемого материала под нижний конец оборудования к вибратору крепится специальный привод. Существует возможность крепления оборудования на экскаватор, копровую установку и кран.
Оборудование позволяет выполнять устройство свай на глубину от 3 до 30 м. При необходимости усиления грунтов на большую глубину возможно изготовление оборудования специально под проект.
Виброфлот двигается с одновременной подачей инертного материала вверх и вниз, формируя тело сваи. При уплотнении щебеночная свая может достигать диаметра от 0,6 м до 3,5 м в зависимости от грунтовых условий площадки строительства. В качестве материала уплотнения используется щебень фракции 5-50 мм, также возможно применение песка.

– А в чем преимущество использования щебеночных свай по сравнению с классическими технологиями?
– Необходимо отметить высокую производительность устройства щебеночных свай, которая составляет от 200 до 400 пог. м за смену. По материальным затратам это также дешевле по сравнению с классическими технологиями с выборкой грунта. При применении щебеночных свай практически нет побочных эффектов, таких как излив цементных растворов, который приходится убирать и утилизировать, то есть это экологически чистое производство. Так как основной процесс ведется в массиве грунта, то работать можно в замкнутых или достаточно стесненных условиях. Нами уже получены сопоставимые характеристики, что применение щебеночных свай на порядок выше классического бура на многих строительных объектах. Их мы готовы предоставить потенциальным заказчикам.

– Какие работы вы выполняли на Крестовском острове?
– В зоне строительства станции метро «Новокрестовская» на участке протяженностью порядка 1,5 км и шириной 14 м мы выполнили работы по усилению слабых глинистых грунтов при создании искусственного земельного участка на территории Крестовского острова в Финском заливе. Согласно результатам предпроектных инженерно-геологических изысканий, необходимо было установить щебеночные сваи с шагом 2-2,5 м общим количеством около 5000 штук. Эти работы были выполнены с опережением сроков. В соответствии с проектными расчетами глубина устройства свай составила 21 м. Для изготовления одной сваи заданной длины в данном геологическом разрезе нам требовалось от 30 до 40 минут. При работе в две смены производительность одной установки составляла 400 свай в месяц.

– Какие еще проекты с применением данной технологии вами уже реализованы?
– Помимо Крестовского острова технология положительно зарекомендовала себя при усилении основания насыпи, сложенного слабыми заторфованными грунтами, на участке скоростной автомобильной дороги М-11 Москва – Санкт-Петербург, при устройстве опытной площадки в условиях залегания с поверхности заторфованных грунтов на глубину до 7 м при строительстве автомобильной дороги А-121 «Сортавала» и на других объектах. Я убежден, что в ближайшее время применение щебеночных свай будет все более востребовано.

– Наверное, при работе по такой технологии снижается и количество задействованных на объекте людей?
– Это действительно так. Большую часть работы за людей выполняет бортовая компьютерная техника. При производстве работ ведется оперативный контроль качества изготовления с помощью панели управления. Регистрируется глубина, сила тока, давление воздуха, отклонение свай по вертикали, дата, время, объем подаваемого материала. Полученные данные позволяют судить о качестве выполнения работ, по результатам формируется паспорт каждой сваи с указанием контрольных параметров и профиля. С целью определения качества уплотнения основания могут выполняться натурные испытания фрагмента усиленного основания статической нагрузкой, испытания методом статического зондирования, одометрические испытания, испытания крыльчаткой и др.

– Ваши специалисты проходили какое-то обучение?
– Внедрение любой новой технологии требует серьезной подготовки. В освоении технологии щебеночных свай изначально нам помогали наши немецкие партнеры из компании Betterground. Обучение происходило непосредственно на наших опытных площадках. Хочу сказать, что многим сотрудникам «ГЕОИЗОЛ» было интересно освоить данную технологию, так как это новая ступень в профессиональном развитии. Причем это в равной степени касается как инженерного состава, так и проектировщиков, а также простых рабочих.

– Проекты применения щебеночных свай «ГЕОИЗОЛ» также разрабаты­вает сам?
– У нас крупный многопрофильный холдинг. Проекты применения щебеночных свай разрабатывают специалисты «ГЕО­ИЗОЛ Проект». Перед началом работ наши инженеры проводятся полевые испытания, на основе полученных данных вносятся последние корректировки в проект.
Отмечу, что каждый разрез уникальный. А значит, имеет свои нюансы. Задача технологов, проектировщиков – оценить разрез по своему физико-механическому свойству и принять верное решение по использованию выбранных параметров.
Кстати, выпуском комплектующих для оборудования по устройству щебеночных свай и сервисным обслуживанием техники занимается еще одна наша бизнес-единица – Пушкинский машиностроительный завод.

Кстати:

Щебеночные сваи – технология улучшения характеристик грунтов
Применение щебеночных свай:
– при строительстве железных и автомобильных дорог в условиях слабых грунтов (намывные пески, текучие глины, заторфованные грунты и др.);
– для улучшения грунтов основания при строительстве фундаментов опор и устоев мостовых конструкций в сейсмоопасных районах;
– для увеличения несущей способности и дренирования грунтов под дорожным полотном;
– для стабилизации береговой линии водоемов и намывных территорий.

рубрика: Достижения
автор: Максим Еланский

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.