Вопрос номера
Из-за политического конфликта российские власти ограничивают работу турецких строительных компаний. На ваш взгляд, отразится ли уход турок на работе строительной отрасли Петербурга?
Алексей Белоусов, генеральный директор СРО «НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга»:
– Считаю, что не отразится. Дело в том, что крупные контракты, которые уже обслуживаются турками в Петербурге, как идут, так и будут идти, так как под санкции попадают только новые проекты. Причем если они будут признаны значимыми, то их могут утвердить. Трудности могут возникнуть с продлением текущих контрактов. К примеру, по ЗСД контракт завершается во второй половине 2016 года. Но за полгода-год политическая ситуация может уже улучшиться. Что касается небольших проектов, где присутствуют строительные организации из Турции, то их мало. Поэтому их уход с рынка строительная отрасль Петербурга не почувствует.
Игорь Оноков, генеральный директор компании «Леонтьевский мыс»:
– В какой-то мере уход турок, конечно, отразится, но этот процесс будет носить краткосрочный характер и ограничен по локации. Строительный комплекс Петербурга все же сбалансирован, нормально наполнен. Нет каких-то эксклюзивных сегментов, где работают только турецкие компании. Другой вопрос – смысл запрета. Понятно, что это политика. Но в целом такие меры не очень хорошо отражаются на строительной отрасли.
Марк Лернер, генеральный директор компании «Петрополь»:
– Безусловно, подобные решения скажутся на отрасли. Но влияние не будет очень велико, потому что турецкие компании составляют хотя и видную долю на нашем рынке, но не большую. По моему мнению, гораздо сильнее сказываются недофинансирование отрасли и всякие спонтанные решения правительства, такие, например, как страхование ответственности застройщиков. На рынке Петербурга крупнейшим турецким застройщиком является компания Renaissance Construction. Зная, что эта компания по юрисдикции является российской и менеджеры первых уровней этой компании имеют российские паспорта, у меня нет опасений, что они уйдут с рынка. К тому же они являются подрядчиками по строительству «Лахта-центра». Думаю, что еще ряд турецких строительных структур в стране находится в аналогичном положении, и на них не сильно скажутся принятые нашим руководством решения.
Кирилл Иванов, член совета НОСТРОЙ, директор НП «РОССО-ДОРМОСТ»:
– Уже принято однозначное решение, что по тем контрактам, которые уже заключены с турецкими подрядчиками, проблем не возникнет. И Западный скоростной диаметр, и «Лахта-центр» будут продолжать достраиваться без каких-либо проблем. А в отношении прихода на рынок новых турецких компаний сказать можно то, что если у нас никаких совместных инвестиционных проектов в городе не предвидится, то я не уверен, что мы пострадаем.
Андрей Тетыш, председатель совета директоров «Агентства развития и исследований в недвижимости»:
– На строительный рынок Петербурга уход турецких компаний, безусловно, повлияет, хоть и не критично. У нас представлены крупные игроки, которые на западные деньги строили бизнес-центры. Но сегодня острой нехватки бизнес-центров классов B, B+ в городе пока не наблюдается. Большой проблемы не будет, хоть этот сегмент и затормозится, так как турецкие компании давали работу местным подрядным компаниям. Неприятность для российского рынка кроется в том, что из Турции поставлялось приличное количество стройматериалов, в том числе уникальных, которые тяжело заменить. Но мы из Турции в больших количествах возили и цемент, в основном на юг страны. Российских мощностей, чтобы все эти объемы быстро закрыть, не хватит.