Эдуард Салтыков: «Одно из важнейших направлений работы Комитета – актуализация кадастровой оценки земель»

Современные технологии ускорят сделки с госимуществом, сделав их более прозрачными. О новшествах в работе КУГИ Ленобласти и ключевых событиях 2015 года рассказал его председатель Эдуард Салтыков.


– Обозначьте основные итоги работы КУГИ 2015 года и начала этого года. Довольны ли вы результатами?
– По прошлому году показатели достаточно высокие. Так, поступления неналоговых доходов в областной бюджет по результатам деятельности КУГИ составили 95,2 млн рублей. Это свыше 92% от плана. По некоторым направлениям показатели были перевыполнены. Фактический объем доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов госвласти, превысил плановый на 18%, показатель доходов от аренды и средств от продажи права на заключение договоров аренды перевыполнен на 13%. Однако есть направления, по которым показатели так и не были достигнуты. Например, 14% недобрали по доходам от продажи земельных участков, на 84,8% из 100% получилось по продажам акций. По этим направлениям нужно оптимизировать работу, что, в принципе, у нас сейчас получается. В 2016 году процент исполнения Комитетом годового плана доходов уже составил 24%. Думаю, что в этом году показатель нашей деятельности по данному направлению будет близок к 100%. В 2016 году планируется получить 71,2 млн рублей неналоговых доходов по направлениям деятельности КУГИ.

– Изменилось ли соотношение тех, кто выкупает земли в Ленобласти? Ранее 20% земель приобреталось под ИЖС.
– Да, за последний год структура выкупа земельных участков значительно изменилась. Всего в 2015 году было продано и оформлено в собственность 5344 участка общей площадью 5,4 тыс. га. В денежном выражении это 1,5 млрд рублей. Для пользования граждан (под ИЖС) выкупается 50% участков, примерно 25% – приобретение земли под объектами недвижимости, оставшиеся 25% – предоставление на торгах и аукционах, земли для нужд юридических лиц и льготников и иных целей. Эта структура поменялась, потому что индивидуальных жилых домов стали строить и сдавать в эксплуатацию больше, а значит, возросло и число желающих их выкупить.

– С марта 2015 года в Земельном кодексе РФ произошли серьезные изменения, под которые пришлось «подгонять» и областные законы. Для чего это было нужно и что это за законы?
– В первую очередь это передача полномочий по распоряжению участками, госсобственность на которые не разграничена, обратно от уровня поселений к районам. Большинство поселений не было готово к качественному осуществлению полномочий в сфере управления земельными ресурсами. Зачастую это объясняется отсутствием в поселениях профильных специалистов. В огромном количестве «посыпались» жалобы от граждан – документооборот КУГИ вырос в четыре раза. По поручению губернатора Комитет разработал законопроекты, которые в декабре 2015 года были приняты областным Законодательным собранием, и с января 2016 года данные полномочия вернули на районный уровень.
То же самое касается № 105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области». До изменений в ЗК РФ была общая внутрирайонная очередь на предоставление участков; теперь она распалась на поселения. Мы подготовили изменения в закон для того, чтобы заявители могли, проживая в одном поселении, получить участок в другом в пределах одного муниципального района. Не менее важно и то, что очередь опять станет единой по всему району. Таким образом, законопроект, инициированный губернатором Александром Дрозденко, позволит усовершенствовать процесс бесплатного предоставления земельных участков. Предложенные изменения уже одобрены региональным парламентом в третьем чтении.

– Над какими еще законопроектами Комитет работал в последнее время?
– В конце января этого года был принят № 1-оз «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов». Сюда войдут проекты, объемы вложений в которые составляют не менее 300 млн рублей, для Лодейнопольского, Подпорожского и Бокситогорского районов – не менее 50 млн рублей. Также действие закона распространяется на создание и развитие индустриального (промышленного) парка, строительство жилых домов для предоставления гражданам, лишившимся жилья в результате ЧС либо переселяемым из аварийного жилищного фонда. Наш Комитет разработал порядок определения соответствия указанным критериям. На его согласование уйдет примерно полтора месяца.

– В Ленобласти, как и в других регионах страны, разрабатывают программный продукт по усовершенствованию механизма учета и оптимизации структуры госсобственности. Расскажите о нем.
– Такой продукт в Ленинградской области уже существует. Мы занимаемся его модернизацией. После преобразований в этой программе будет отражен реестр госимущества, учет арендных отношений: информация по начислению, фактическому поступлению денежных средств в соответствии с современными стандартами. Данные в режиме реального времени будут поступать от районов. Мы и сейчас получаем эту информацию, но на уровне муниципалитетов нет общего подхода по формату ее представления. Модернизация программы позволит нам формировать отчетность в едином стандарте. Таким образом, помимо создания большой информационной базы этот продукт поспособствует более объективному формированию консолидированного бюджета Ленобласти. Ведь чтобы создать расходную его часть, нужно получить полную информацию и по доходной части.

– На какой стадии реализации находится этот проект?
– В этом году мы планируем объявить конкурс на его разработку.

– Эта программа появится по всей области?
– Для начала ее запустят в трех муниципалитетах. По результатам тестовых мероприятий мы направим свою работу на внедрение данного программного продукта во всех муниципальных районах области.

– Каковы приоритетные направления работы КУГИ?
– В частности, это разработка данного программного продукта, формирование прогнозного плана приватизации на 2017-2019 годы, реорганизация в Комитете – для более эффективной работы мы объединим два блока. Кроме того, будет усовершенствована деятельность нашего подведомственного предприятия – ГУП «Ленобл­инвентаризация», где собран большой архив с данными по всей области, в котором можно, например, заказать кадастровый паспорт. В конце 2015 года там была проведена инвентаризация информации со всех филиалов, и сейчас мы хотим создать электронный документооборот, сделав архив централизованным.
Еще одно ключевое направление в работе Комитета – дальнейшая актуализация кадастровой оценки земель. Сейчас в заключительной стадии работа по землям сельскохозяйственного назначения. В этом году запланирована актуализация еще двух категорий – лесного и водного фонда, готовятся предложения по включению средств для выполнения кадастровой оценки тех категорий земель, которые требуют актуализации, в бюджет следующего финансового периода.

Справка:

За I квартал 2016 года в Ленобласти было продано и оформлено в собственность 632 земельных участка общей площадью 770,2 га. В консолидированный бюджет региона поступило 81,4 млн рублей.

рубрика: Интервью
автор: Ольга Кантемирова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.