МBA уходит в узкую специализацию

Рынок бизнес-образования переживает перемены. Сегодня степень МВА уже не так привлекательна для потенциального работодателя, а потому требования к программам изменились – учащимся нужны практические навыки.


Рынок российского бизнес-образования не растет, но и не падает. Он, как и многое сегодня, переживает стагнацию. «Все, кто работают на этом рынке, пребывают в ожидании предстоящих изменений. Характер этих изменений трудно предсказать – мы вправе пока строить предположения и на их основе формировать стратегическую политику поведения в бизнес-образовании», – рассуждает Елена Лобанова, декан Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС.
Костяк бизнес-школ по-прежнему составляют Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, Высшая школа бизнеса ГУУ, Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС, Международный институт менеджмента ЛИНК и Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ. «При этом в силу экономической ситуации спрос на программы, безусловно, изменился. И хотя сам набор дисциплин, преподаваемых в бизнес-школах, остался практически без изменений (лидерство, финансы, стратегия, маркетинг, управление), требования к формату обучения стали меняться. Возрос спрос на специализированные знания, которые помогут решить конкретную бизнес-проб­лему», – рассказывает Андрей Давыдов, партнер «Альфа-персонал».
Основная тенденция российского рынка бизнес-образования определяется резким увеличением специализированных, профессионально ориентированных программ магистерского класса. «Безусловно, речь идет о программах МВА, но сегодня нужны мастера делового администрирования – магистры в конкретных, порой узкоспециализированных областях управленческой деятельности. Настоящих «дженералистов» в сфере управления способны выпускать лишь некоторые бизнес-школы, и их очень мало. Впрочем, и в мире число таких «поставщиков» невелико. Нам же в обозримом будущем понадобятся специалисты в четко очерченных сферах управления, и они должны быть мастерами своего дела», – говорит госпожа Лобанова.
Эксперты отмечают, что сама по себе степень MBA стала уже не такой востребованной, как раньше. По данным исследовательского центра Superjob, лишь 3% работодателей теперь считают бизнес-образование обязательным для своих менеджеров.
В силу кадрового голода стало укреп­ляться сотрудничество между вузами и предприятиями. По данным исследования международной рекрутинговой компании Hays «Глобальный индекс уровня квалификации – 2015», гибкость системы образования в России в этом году повысилась. «В первую очередь это говорит о том, что процесс формирования востребованных программ и выработки профессиональных стандартов начинает осуществляться общими силами работодателей, университетов и различных ведомств, – полагает господин Давыдов. – Один из недавних примеров — запуск программы «Высшая школа ИТ-лидерства» в МИРБИС в сотрудничестве с софтверной компанией SAP. Занятия будут проходить всего лишь два раза в месяц, а сам курс будет посвящен актуальной во время кризиса теме управления ИТ-проектами».
На волне импортозамещения увеличивается рост спроса на бизнес-образование также среди малых и средних предпринимателей. Для них ряд бизнес-школ уже начал предлагать специальные образовательные программы. В частности, в Сколково создана «Стартап Академия», где слушателей обучают способам ускорения развития текущего проекта и особенностям запуска нового бизнеса.
Ашот Марьян, управляющий директор по инвестиционной деятельности УК РОСНАНО, считает, что в настоящее время диплом о бизнес-образовании уже перестал быть входным билетом в мир высоких позиций и зарплат. «Причем это глобальная тенденция на фоне избыточного предложения и меняющегося рынка труда. Востребованы только ведущие западные школы с историей и проекты с уникальной концепцией вроде Сколково. Но и здесь ажиотаж прошел. Опыт снова ценится выше образования, и два года конкретных результатов в офисе добавляют больше стоимости, чем если провести их на full-time MBA. За диплом сам по себе никто не дает и пенни», – резюмирует господин Марьян.

Мнение:

Ольга Ворошилова, партнер хедхантинговой компании Cornerstone:
– Еще несколько лет назад молодые и опытные специа­листы, финансисты и гуманитарии – все подряд бежали получать МВА, рассуждая, что диплом существенно и резко увеличит их стоимость на рынке. К сожалению, работодатели неактивно реагируют на такую строчку резюме (ну только если соискатель не Гарвард закончил), все решает опыт работы, показатели эффективности, личные достижения и рекомендации. Финансовый кризис привел к снижению платежеспособности населения. Наши наблюдения подтверждают снижение массового спроса на бизнес-образование. Теперь прежде чем решиться потратить деньги на то или иное обучение, специалисты стараются все взвесить и даже получить карьерные консультации профессионалов.

рубрика: Бизнес-образование
автор: Роман Русаков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.