Быстро и на расстоянии
Сегодня на рынке бизнес-образования прослеживаются две ключевые тенденции: программы становятся короче, а также возрастает интерес и к дистанционному образованию.
Андрей Давыдов, партнер «Альфа-персонал», говорит: «Сейчас на замену двухлетнему формату MBA постепенно приходят тщательно составленные экспресс-курсы, которые руководители могут посещать без отрыва от работы. Также возрастает интерес к дистанционному образованию и онлайн-обучению – популярным на Западе форматам в силу своей экономичности и удобства».
Станислав Корольков, руководитель Учебного центра Unibrains, считает, что профильная подготовка на государственном уровне по специальностям «экономика», «менеджмент», «финансы», «маркетинг» не дает знаний и навыков, применимых в современных условиях рынка и необходимых для организации собственного дела или поддержания конкурентоспособности бизнеса на рынке. «Быстро растущий и развивающийся рынок технологий плюс нестабильная экономическая ситуация и трансформация различных моделей управления создают ситуацию, когда кадры не поспевают за этими изменениями. Как следствие, бизнес сталкивается с проблемой некомпетентности персонала, которую требуется повысить в кратчайшие сроки, без прохождения длительного обучения. Бизнес-образование, узкоспециализированные курсы, онлайн-обучение – эти формы обучения помогают получить новые знания и навыки «из первых рук» практикующих профессионалов, причем в достаточно сжатые сроки и в наглядной форме, что и делает их привлекательными для целевой аудитории», – говорит господин Корольков.
Он добавляет, что учитывая переориентацию многих отечественных бизнесов на азиатские рынки и активную экспансию со стороны крупных азиатских игроков e-commerce, актуально изучение языков. «Переводчики и лингвисты сейчас, как и раньше, пользуются большим спросом на рынке, но в целом заметно возрос спрос на изучение восточных языков», – говорит господин Корольков.
При этом он отмечает, что уходят в прошлое дополнительные курсы и программы повышения квалификации для турагентов. Причина в том, что современные технологии исключают необходимость в посредниках в этом направлении.
Директор департамента «Обучение. Инновации. Качество» Русской школы управления Константин Тютюнов подтверждает, что очень многие провайдеры бизнес-образования экспериментируют с форматами: мастерские, геймификация, поиск рабочей бизнес-модели дистанционного обучения. «Очень перспективным считается развитие дистанционных форматов обучения. Заметно увеличилось количество незанятых тренеров (особенно прошедшим летом). Традиционно осенью у востребованных тренеров с трудом находятся свободные даты.
Немного парадоксально, но со стороны клиентов отраслевые особенности стали менее заметны. Бизнес уже экономит на заказах, сокращают корпоративные заказы. С другой стороны, клиенты стали жестче торговаться по цене обучения, «выжимать» дополнительные скидки», – рассказал он.
Мнение:
Александр Арский, доцент кафедры «Маркетинг и логистика» ФГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»:
– В перспективе 3-5 лет произойдет качественно новый переход к системе дистанционного бизнес-образования. Этот переход значительно снизит стоимость процесса обучения, что подстегнет конкуренцию в этом сегменте и заставит образовательные центры повысить качество своих услуг – «начинку» бизнес-программ. Преодолев языковой барьер в онлайн-среде, на рынок российского бизнес-образования придут китайские и американские университеты.