Вопрос номера
Рубль продолжает снижение по отношению к иностранной валюте. Что будет с рынком недвижимости при курсе 100 рублей за 1 USD?
Борис Мошенский, генеральный директор компании Maris в ассоциации с CBRE:
– А ничего серьезного не будет. К валютным колебаниям рынок недвижимости давно привык – еще года полтора назад. Если смотреть на сегмент аренды площадей, то там все договоры рублевые, а валютных осталось немного. Конечно, в себестоимости строительства есть валютная составляющая, причем чем выше класс недвижимости, тем она больше. С другой стороны, есть покупательская способность, которая выступает регулятором повышения цен. Таким образом, рынок находится в равновесии.
Марк Лернер, генеральный директор компании «Петрополь»:
– Это приведет к очень короткому всплеску дополнительного спроса на недвижимость. А в среднесрочной перспективе спрос на жилье ослабнет, дополнительно вырастет себестоимость строительства. То есть получат активное развитие существующие последствия уже произошедшего падения рубля. Но если курс доллара дойдет до 100 и выше, наступит еще и момент психологического коллапса, когда и потребитель, и девелоперы на какое-то время замрут в попытке адаптироваться к сложившейся ситуации. Будет оцепенение, подобное тому, к которому в первой половине 2009 года привел кризис 2008-го.
Леван Харазов, генеральный директор «БКН-Девелопмент»:
– Прямой зависимости между курсом валют и падением продаж нет. Да, высокий курс доллара сказывается на ежедневных тратах, сумме на продукты питания и т. д. Но для людей, которые осуществляют целевые покупки, такие как жилье, это шаг, который предопределен не только уровнем ежемесячного дохода. Из-за роста доллара покупательская способность упадет, но к нулю не приблизится. Сейчас объем продаж снижается, потому как новых объектов становится меньше. А ведь пока сдаются проекты, реализация которых началась в 2013 году. Об итогах строительства во время кризиса можно судить с 2017 года. Тогда спрос пойдет вверх, а предложений не будет. В связи с этим ценник на «квадрат» поднимется еще. В прошлом году мы были близки ко дну, в этом мы его достигнем.
Дмитрий Щегельский, генеральный директор агентства недвижимости «БЕНУА»:
– По большому счету, ничего кардинального не случится. Если, конечно, доллар не взлетит до 100 рублей за сутки. Тогда будет коллапс, но вряд ли это изменит картину мира. Курс валют отразится на стоимости «квадрата», но мгновенно жилье не подорожает. Что касается рынка вторичной недвижимости, то здесь продавцы не смогут оперировать тем, что у застройщика подорожали стройматериалы. Главное, что может ослабить спрос, – отсутствие уверенности людей в завтрашнем дне.
Петр Буслов, руководитель аналитического центра «Главстрой-СПб»:
– Теоретически при достижении российской валютой отметки в 100 рублей за 1 USD мы можем увидеть еще одну волну ажиотажного спроса на недвижимость, куда будут вкладывать последние стремительно обесценивающиеся сбережения. Еще важно учитывать, как снизятся доходы населения при таком ослаблении рубля. В этом случае инфляция может достигнуть отметки в 13% годовых, а реальные зарплаты уменьшатся на 10-12%. При таком падении доходов спрос на недвижимость должен сократиться на 27-30%. А вдобавок окончание программы господдержки ипотечного кредитования в марте приведет к снижению спроса еще на 10%. Итого при достижении отметки в 100 рублей за 1 USD вероятно падение спроса на 40%. Такая ситуация вызовет затоваривание на первичном рынке недвижимости, учитывая, что сейчас в продаже находятся более 5 млн кв. м, и снижение цен на строящееся жилье еще на 5-10%.