Неэнергичные темпы
Закон о повышении энергоэффективности в России был принят еще в ноябре 2009 года. За эти шесть лет не сделано даже намеченных 15% от плана, хотя с этого года начался уже второй этап реализации программы. Кто тормозит этот процесс и когда он сдвинется с мертвой точки, обсуждали участники заседания круглого стола в НОСТРОЙ.
Сразу стоит подчеркнуть, что представители Минстроя – ведомства, которое несет прямую ответственность за исполнение программы по энергоэффективности, – на встречу не пришли. Так же поступили и специалисты из Главгосэкспертизы и Ростехнадзора.
Закон замер
По словам генерального директора Волгоградской СРО «Межрегиональный альянс строительных предприятий» Татьяны Кузьминой, финансирование данной программы в нашей стране снизилось в разы. Так, согласно последним изменениям, на это направление в 2016 году предусмотрено 529 млн рублей вместо изначально планируемых 7 млрд рублей. В 2017 году на эту программу решено дать еще меньше – 475 млн рублей.
Причем с кризисом в стране такие изменения связаны едва ли, считает она. На 2016-2017 годы на развитие и модернизацию электроэнергетики решено выделить значительно больше – 7 млрд рублей, а не 1,5 млрд рублей, как предполагалось первоначально.
«У нас в Волгоградской области за шесть лет действия программы выдано всего 295 паспортов энергоаудиторов. Закон замер. Энергосбережение в кризис – это один из самых действенных рычагов. Если мы не будем ставить в приоритет это направление, то далеко не уйдем», – подчеркнула госпожа Кузьмина.
С мнением по поводу заморозки закона согласен и генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский: «Закон не работает, потому что сами энергокомпании не заинтересованы в энергоэффективности».
Он также добавил, что и Минстрою этот закон не очень нужен, судя по отсутствию его представителей на заседании круглого стола. Возможно, случилось это оттого, что похвастаться работникам министерства в этом направлении за шесть лет особо нечем.
Так, по словам заместителя по научной работе ГУП НИИ Мосстрой Григория Васильева, основных показателей энергетической эффективности и критериев энергопотребления в строительной сфере так и не появилось. И это несмотря на то, что данные нормы должны были принять еще в 2009 году в рамках выполнения 261-ФЗ, а также отдельных поручений Президента РФ.
«В этой сфере полная сумятица и неразбериха, – добавляет Григорий Васильев. – Каждый из производителей считает свою технологию наиболее энергоэффективной».
Кроме того, согласно закону в случае если здания не соответствуют требованиям энергоэффективности, их в эксплуатацию ввести нельзя. Однако об этом «не помнит» Госстройназдор, поскольку зданий, не принятых по этому пункту, не было.
«По нашим исследованиям, фактическое превышение потребления электроэнергии в новом строительстве составляет 50-80% по сравнению с условными нормативами. А после капремонта еще больше», – подчеркнул господин Васильев.
Приборы без учета
Правда, такая плачевная тенденция наблюдается не по всей стране. Как объяснил президент Челябинского межрегионального Союза строителей Александр Абаимов, таблички класса энегоэффективности уже появились на домах Челябинска. Более того, за несколько лет его пребывания в должности начальника областного Госстройназдора в ведомстве не вводили в эксплуатацию дома без поквартирного учета. Такие дома полностью оснащены необходимой автоматикой и приборами учета.
Проблема оснащения энергоэффективным оборудованием часто заключается в отсутствии контроля над его работой, считает Всеволод Скремета, заместитель директора РПК «Системы управления», занимающейся разработкой систем поквартирного учета для домов с вертикальной разводкой отопления: «Первое время после установки оборудования мы смотрим работоспособность этой системы и обеспечиваем передачу данных. Пока мы контролируем работу, система работает. Как только передаем ее управляющей компании – все моментально прекращается и жильцы снова переходят на оплату норматива за «квадрат».
Для решения этой проблемы нужно вовлечь заказчика в полный цикл строящегося объекта, считают эксперты. Поможет в этом вопросе и стимулирование застройщиков со стороны государства, если те будут использовать энергоэффективные технологии при строительстве жилья.
«Надо понимать, что заказчик – бизнесмен. Дополнительно вкладывать деньги в энергоэффективность не в его интересах, – говорит вице-президент Санкт-Петербургской ТПП, член совета НОПРИЗ Антон Мороз. – Его надо стимулировать, например, какими-то налоговыми послаблениями. А если он будет заниматься эксплуатацией этого оборудования, то да, он сначала вложит в «квадрат» больше, но зато потом это окупится с лихвой».
Все перечисленные предложения и замечания стали основой для обращения в Минстрой в качестве рекомендаций по созданию «дорожной карты», направленной на снятие барьеров на пути повышения энергетической эффективности. Но, судя по всему, процесс снова затянется. Как сообщил руководитель департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Алексей Туликов, этот документ будет принят не раньше чем в конце 2016 года, а реализовываться начнет только в 2017-2018 годах.
Мнение:
Александр Гримитлин, президент НП «АВОК СЕВЕРО-ЗАПАД»:
– Необходимо, чтобы конечный потребитель – житель этого дома имел возможность влияния на выбор энергоэффективных технологий и материалов на стадии строительства. Идеального же заказчика, учитывающего все параметры энергоэффективности и закладывающего их в стоимость объекта, можно ждать очень долго.
Кстати:
Для повышения энергоэффективности не хватает:
– понятных единых стандартов и методологий определения энергоэффективности;
– надлежащего надзора;
– ответственности за непринятие мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
– соответствующих стимулов – как экономических, так и других.