Газобетонное сокращение
Рынок газобетона Петербурга по итогам 2015 года составил 1,1 млн кубометров, по разным оценкам, снизившись на 5-15% по сравнению с 2014 годом. Согласно прогнозам, в 2016 году спад ускорится. Останутся те игроки, которые будут лучше реагировать на ситуацию и смогут поставлять продукцию в новые для себя регионы.
Сокращение объемов строительства в регионе привело к снижению потребления газобетона. По итогам 2014 года рынок газобетона Северо-Запада составлял 1,2 млн куб. м. «По нашим оценкам, итоги 2015 года в целом по рынку оказались несколько лучше, чем ожидалось. В регионе было реализовано около 1,1 млн кубометров газобетонной продукции, что лишь на 8% меньше, чем было зафиксировано в 2014 году. По объективным экономическим причинам тренд на сокращение объема потребления газобетона сохранится и в текущем году. Улучшения ситуации, по нашему мнению, стоит ждать не ранее 2017 года», – прокомментировала Надежда Солдаткина, генеральный директор ООО «Н+Н».
Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы «Решение», рассказал, что, по предварительным оценкам компании, рынок газобетона в 2015 году незначительно снизился (до 5%) по сравнению с прошлым годом. «Возможно, что уточненная оценка будет несколько отличаться. Наш прогноз и раньше разнился с прогнозами некоторых игроков рынка. И в настоящий момент среди них имеются оценки, говорящие о более значительном спаде в 15%. Мы не прогнозировали снижения по итогам 2015 года, так как объем строительства многоквартирного жилья не уменьшился, а вырос. Например, рассчитываемый нами показатель условного объема кладки стен увеличился по сравнению с 2014 годом почти на 15%. Рост на рынке многоквартирного жилья связан с рекордными объемами продаж квартир в 2014 году. В свою очередь, загородный рынок является сложнопрогнозируемым, но значительных его изменений мы также не ожидали», – подытожил Александр Батушанский.
В свою очередь, Сергей Бегоулев, управляющий «ЛСР. Стеновые материалы», отмечает, что емкость рынка газобетона Петербурга и Ленинградской области, по оценкам компании, в 2014 году составила порядка 1,1 млн куб. м. «Присутствовал привозной газобетон из других регионов России, даже были попытки поставок материала из Прибалтики. При этом в 2015 году емкость рынка сократилась до 935 тыс. куб. м, на что повлияло и значительное снижение поставок привозного газобетона, – говорит он. – Также важно отметить, что наиболее активными покупателями на рынке оставались частные застройщики, которые продолжали строить дома в кризис, в том числе и спасая свои деньги от обесценивания».
Несмотря на кризис, расстановка сил на рынке газобетона не меняется. Может, он и становится уже за счет ухода из отрасли мелких игроков, которые могут быстро свернуть производство в сложные времена, а потом снова начать его в более тучные годы.
Лидеры и крупные компании на рынке газобетона Петербурга и Ленинградской области не изменились. Среди них по-прежнему пять компаний: «ЛСР. Стеновые материалы» (бренд «Аэрок»), H+H, «Стройкомплект», «ЕвроАэроБетон» и «КЖБИ-211». Александр Батушанский отметил, что ключевые игроки рынка в основном сохранили свои позиции, за исключением «КЖБИ-211» – компания уменьшила объем производства на 25-30%.
Сергей Бегоулев также говорит, что многие игроки чувствуют себя не очень хорошо, у них возникают сложности с рентабельностью, финансами и т. д. Некоторые останавливаются на зимний период из-за переполненности складов или на плановый ремонт.
«Безусловно, сокращение объемов рынка влияет на экономику предприятий. Падает рентабельность производства, снижаются объемы продаж. Очень сложно сказать, в каком составе рынок придет к концу следующего года, кто останется и в каком состоянии. Выиграет тот, кто будет лучше реагировать, кто лучше подготовлен и сможет поставлять продукцию в новые для себя регионы», – добавляет Надежда Солдаткина.
«Наша компания чувствует себя уверенно, продолжаем ставить новые планы по продажам, осваивать поставки в регионы. Так, за 2015 год объем реализации газобетона в нашей компании во всех регионах присутствия составил 1,3 млн куб. м. Важно подчеркнуть наши положительные показатели по продажам в Петербурге, которые уменьшаются медленнее текущего падения рынка», – отметил Сергей Бегоулев.
Надежда Солдаткина рассказала, что по итогам 2015 года компания H+H произвела 360 тыс. куб. м газобетонной продукции, что на 5% превысило результаты 2014 года. «В 2016 году мы сохраним свою стратегию развития. Так, у нас запланирована модернизация производства. Продолжатся мероприятия по улучшению технических характеристик газобетона и по совершенствованию сервисов компании. Мы по-прежнему будем активны в регионах, где должна возрасти доля нашего присутствия за счет увеличения количества дилеров, участия в программах по строительству социального жилья и объектов, а также расширения деловых коммуникаций с местными профессиональными аудиториями», – заключила Надежда Солдаткина.
Сергей Бегоулев говорит, что на сегодняшний день цены на газобетонную продукцию находятся на низком уровне из-за большого количества маркетинговых акций и сезонного фактора. Эксперт добавляет, что уже с весны-лета текущего года из-за роста тарифов и других затрат можно будет ожидать роста стоимости газобетона, поэтому сейчас довольно хорошее время для покупки материала.
Александр Батушанский также отметил, что за 2015 год цены снизились на 15%, причем основное снижение пришлось на декабрь текущего года. «Вероятно, в 2016 году цены еще снизятся, но это будет зависеть от того, останутся ли на рынке все существующие игроки», – полагает он.
Сергей Бегоулев заключил, что рынок газобетона продолжит снижение, по предварительным оценкам, оно может составлять менее 15% за год. Но положительным фактором, на его взгляд, является то, что динамика падения будет меньше, чем в 2015 году.
«Согласно нашим прогнозам, в 2016 году спад ускорится и составит более 20%, что связано с прогнозируемым уменьшением объемов жилого строительства», – резюмирует Александр Батушанский.
Мнение:
Надежда Солдаткина, генеральный директор ООО «H+H»:
– По нашему мнению, вряд ли стоит ожидать повышения цен. Все производители стремятся удержать свою долю рынка и не потерять покупателя. И единственная реальная возможность здесь – это играть с ценой. То, что мы как раз сегодня и наблюдаем. Наша задача – избежать таких ценовых скачков, так что H+H по-прежнему будет придерживаться стабильной ценовой политики. По нашим оценкам, 2016 год будет сложным для производителей практически всех строительных материалов. Новых объектов запускается все меньше, что приводит и к сокращению объемов продаж стройматериалов, в том числе и газобетона. Мы прогнозируем, что в 2016 году региональный рынок газобетона сократится на 15-20%.