Вакансия будет расти

В 2016 году продолжится увеличение доли вакантных площадей на рынке торговых центров Петербурга и достигнет 7,5-8,0%.


Доля вакантных площадей в качественных торговых центрах Петербурга, по данным JLL, достигла по итогам 2015 года 6,8%, увеличившись на 0,2 п.п. за последний квартал и на 0,8 п.п. за год в целом. Среди субрынков Петербурга увеличение объема свободных помещений в торговых центрах в IV квартале наблюдалось в южных районах и центре города, в то время как на востоке и севере происходило снижение показателя.
«Этому будет способствовать падение покупательского спроса вследствие сокращения доходов населения, – поясняет Владислав Фадеев. – Согласно данным Петростата, за первые 11 месяцев 2015 года оборот розничной торговли в Петербурге сократился на 11,3%, оптовой торговли – на 15,0%, а реальные доходы населения снизились на 5,8%. Исходя из макро­экономической ситуации, мы не можем ожидать роста торговли и в 2016 году».
«В 2016 году в Петербурге будут открыты два торговых комплекса – суперрегиональный проект «Охта Молл» (78 тыс. кв. м) и вторая очередь районного ТЦ «Порт Находка» (10,9 тыс. кв. м). Таким образом, объем ввода торговых площадей в 2016 году в городе составит 88,9 тыс. кв. м и в два раза превысит результат 2015 года, – комментирует Анастасия Балмочных, руководитель департамента торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге. – В то же время перспективы следующего года с точки зрения ввода новых объектов пока неопределенны: в настоящий момент на этапе строительства в городе не находится ни один торговый центр, который мог бы выйти на рынок в 2017 году, а запуск строек напрямую зависит от состояния экономики, доступности заемного финансирования, потребительского спроса и активности ретейлеров».
Господин Косарев также отмечает, что 2015 год стал рекордным с точки зрения появления в торговых центрах новых нестандартных форматов развлечений – батутных и веревочных парков, городов профессий, мультимедийных выставок и др. «Так, среди открытий 2015 года – «Батутный парк № 1» в ТРК «Лето» и ТРЦ «Жемчужная плаза», Angry Birds Activity Park в ТРК «Европолис», семейный парк активного отдыха «Хлоп-Топ» в ТРК «Питерлэнд» и ТРК «Лето». Кроме того, в новой очереди ТРК «Питер Радуга» открылся второй город профессий «КидБург» и музей науки для детей «Лаби­ринтУм». В 2016 году ретейлеры продолжат борьбу за покупателя, девелоперы – за успешных в сложной экономической ситуации ретейлеров и, как следствие, продолжат работу над улучшением показателей эффективности проектов».
Наташа Борец, директор отдела аренды SRV, рассказала: «Настроения игроков, как и тенденции рынка недвижимости, в 2015-м соответствовали погоде в экономике и политике. Они менялись плавно от ожидания, что кризис надолго не затянется, к ожиданиям, что вот-вот ситуация стабилизируется и начнется рост. Затем пришло понимание, что процесс затянется на срок не столь короткий, чтобы его пережить, а более длительный, требую­щий адаптации и работы в новых, продолжающих меняться к худшему условиях. Все то, что называлось тенденциями в начале 2015 года, актуально и на начало 2016-го: сокращение планов развития сетей, особенно в fashion-сегменте, закрытие убыточных магазинов сетями, тотальный пересмотр ставок в функционирующих центрах, рост вакансии, перенос или заморозка планов строительства объектов и их очередей».

рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.