Рынок ЖБИ сжимается
Кризис перекраивает рынок сборных ЖБИ Петербурга объемом 25 млрд рублей. Мелкие компании покидают отрасль из-за банкротства. Собственники крупных домостроительных комбинатов хотят продать свои активы из-за оптимизации.
Снижение объемов строительства повлекло за собой уменьшение потребления всех строительных материалов в среднем на 25%. Рынок ЖБИ не стал исключением. По данным ГК «УНИСТО Петросталь», по итогам 2015 года объем рынка ЖБИ Петербурга и Ленобласти составил порядка 700 тыс. куб м. Сокращение по сравнению с 2014 годом составляет более 15%.
Дмитрий Кобец, руководитель отдела продаж ООО «Вест Групп СПб», говорит, что в Петербурге объем снижения рынка ЖБИ составил около 20%, а по Ленинградской области – более 32%. По его словам, негативными факторами для этого сегмента, как и для всего рынка строительных материалов, стало введение платы по нагрузке на ось, повышение цен на топливо, заморозка и сокращение числа девелоперских проектов.
Однако Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь», отметил, что объемы полносборного домостроения, напротив, пока остаются прежними и в ближайшее время не ожидается существенных изменений в этом сегменте. Снижение вывода новых объектов на рынок компенсируется за счет роста общего объема проектов с использованием данной технологии, говорит эксперт.
Олег Семененко, генеральный директор ООО «Производственная компания «ПрофБетон», добавляет, что рынок ЖБИ Петербурга сужается, часть заводов либо сокращают свои объемы производства, либо вообще уходят с рынка, не выдержав долговых нагрузок от конечных контрагентов. Наиболее страдают от кризиса мелкие производители, в большей степени реагирующие на отсутствие заказов.
По данным ГК «УНИСТО Петросталь», сегодня в Петербурге и области насчитывается около 90 предприятий, которые предлагают продукцию ЖБИ, многие из них небольшие. Но выделяется не больше 15-20 компаний, которые оказывают заметное влияние на рынок. «Мелкие компании в отсутствие необходимого объема заказов постепенно прекратят свое существование на рынке ЖБИ, а основная конкуренция будет идти между крупными заводами», – также подтвердил Арсений Васильев.
Так, по данным Арбитражного суда Петербурга и Ленинградской области, Сбербанк подал иск о банкротстве ООО «ОтКом». Компания с конца прошлого года приостановила свою работу из-за того, что не смогла выплатить кредит банку в 40 млн рублей. Еще одна «жертва» Сбербанка – ООО «ЛенПромБетон».
Однако сложная экономическая ситуация влияет и на крупных производителей ЖБИ в сегменте панельного домостроения. В частности, Банк Москвы подал иск о банкротстве старейшего в Ленобласти завода по производству ЖБИ – «211-КЖБИ». СМИ пишут, что такая ситуация связана в первую очередь с проблемами головной компании, которая занималась строительством жилья для военных. Сложности в работе возникли и у ЗАО «ДСК-Войсковицы», которое принадлежит проблемной «СУ-155». В настоящее время санатор компании – банк «Российский капитал» – будет финансировать запуск производства, чтобы можно было достроить объекты долевого строительства в Петербурге и Ленинградской области.
Негативным фактором на рынке ЖБИ является рост себестоимости продукции из-за того, что дорожают составляющие материалы – бетон, арматура и т. д. Рост себестоимости с конца 2015 года составил в среднем 10%. Кроме этого, увеличилась стоимость транспортных услуг, что не могло не сказаться на росте конечной цены для заказчика, отметил Олег Семененко.
«Мелкие заводы закрываются, уходят с рынка, но основные сильные игроки продолжают работать. Поэтому глобального передела рынка мы не прогнозируем. С другой стороны, в текущих условиях могут произойти некоторые сделки по смене собственников некоторых предприятий, но и этот факт существенно не изменит ситуацию на рынке», – комментирует Петр Забегаевский, коммерческий директор «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад». Одна из последних новостей рынка ЖБИ – это намерение собственника ПО «Ленстройматериалы» Дмитрия Игнатьева продать Гатчинский ССК, входящий в группу компаний – лидеров по производству сборного ЖБИ в регионе. Однако пока эту информацию в самой компании «Ленстройматериалы» отрицают.
Некоторые игроки строительного рынка, напротив, чувствуют себя вполне уверенно и стремятся открыть собственное производство ЖБИ, чтобы оптимизировать затраты. Например, свой завод в ноябре 2015 года запустила ГК «УНИСТО Петросталь». Эксперты говорят, что панельное домостроение на основе ЖБИ, несмотря на кризис, становится все более востребованным на рынке.
Мнение:
Петр Забегаевский, коммерческий директор «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад»:
– Мы неоднократно говорили о том, что на рынке ЖБИ наблюдается избыток производственных мощностей по типовым видам изделий: дорожным плитам, сваям, лестничным маршам. Давление на рынок ЖБИ оказывают также товары-заменители. Сейчас мы видим уход с рынка небольших компаний, что в целом не отражается на отрасли, просто идет естественное распределение спроса между основными игроками. «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад» традиционно является ведущим производителем железобетонных изделий в СЗФО. Объемы нашего производства покрывают почти четверть объемов всего рынка ЖБИ по Петербургу и Ленинградской области благодаря широкому ассортименту номенклатуры. Никаких изменений в ближайшее время с мощностями «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад» не ожидается. Реконструкция предприятий в 2013 году и перенос мощностей в 2014 году позволил нам достичь номинальной мощности в 550 тыс. куб. м. Основная задача – работать на полную мощность, что в условиях сокращения спроса на рынке непросто.
Андрей Семенов, генеральный директор ООО «Перспектива»:
– Самое принципиальное значение на бизнес предприятий ЖБИ из появившихся нормативных документов оказал 248-ФЗ, который ввел ограничения по нагрузке на ось грузовых автомобилей. Это привело к изменению цен на сырье на 10-50%. Например, предложения по стоимости песка от одного и того же поставщика выросли с 420 до 580 рублей за 1 куб. м. На щебень 5-20 – с 1120 до 1400 рублей за кубометр. Кроме этого, сократились возможности по отгрузке готовой продукции. Например, в девятикубовые современные миксеры загрузка осуществляется по 3-3,5 куб. м. Была исключена возможность отгружать ЖБИ машинами грузоподъемностью 30-40 тонн, что привело к увеличению затрат на одну тонну доставляемого клиенту товара. У наших партнеров-застройщиков стоимость доставки домокомплекта увеличилась на 40%. В Интернете есть информация о продажах бетонных узлов и заводов ЖБИ, но в большинстве случаев это попытка собственников получить сразу немало денег и пережить тяжелые времена. А если много денег не дадут, то будут упорно трудиться в понятной для них области.
Кстати:
Лидером отрасли ЖБИ региона с 30% рынка является «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад». Также в отрасли со значительными объемами присутствуют компании «СиБ-центр», «Бетонекс», «Бетсет», Гатчинский ССК, «Метробетон», «Лидер-Пром», «Экспериментальный завод», «Неостром» и др.