Перелетный момент
Теперь для строительства в приаэродромной зоне Петербурга и его южных пригородах требуется согласование с Комитетом по транспорту и авиаторами. По мнению экспертов, вместо того чтобы создавать очередной административный барьер, надо просто зонировать эту территорию.
9 февраля 2016 года глава Комитета по транспорту Александр Головин подписал распоряжение, по которому на приаэродномной территории радиусом 30 км от центра Пулково строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов возможна только после согласования с ведомством. В радиус действия входит почти вся территория Северной столицы и несколько южных районов Ленинградской области. Помимо согласования с комитетом нововведением стало получение заключения и от оператора аэропорта, чего раньше не требовалось.
На месяц дольше
Для того чтобы получить добро на строительство, необходимы заключения от оператора аэропорта Пулково – ООО «Воздушные ворота Северной столицы», где оценят влияние постройки как высотного препятствия для полетов воздушных судов, а также петербургского центра управления воздушным движением «Аэронавигация Северо-Запад». Там определят наличие или отсутствие препятствий для работы радиотехнических средств.
Получив соответствующие заключения, застройщику необходимо будет обратиться в Комитет по транспорту. Помимо заключений от авиаторов нужно принести само заявление, копии градостроительного участка, свидетельства о госрегистрации права на землю, а также копию разреза здания, подтверждающего высоту строящегося объекта и др. Заявление в комитете должны рассмотреть в течение месяца.
По прежним правилам согласовывать с комитетом нужно было только строительство объектов выше 50 м, которые могут создавать помехи для работы радиотехнических средств, приводить к ухудшению видимости и иным неприятным последствиям для самолетов.
Строительство вне зоны
Обсуждая новый механизм согласования строительства на приаэродромной территории, эксперты назвали его скорее негативным изменением: «Это очередной надуманный барьер. Идея эта не новая, – считает президент группы компаний «ННЭ», член совета «НОЭКС» Александр Орт. – К ней постоянно возвращаются, так как на отдельных этапах возникает несогласованность действий, например, с Пулково. Неплохо в этом то, что согласовательная процедура отдана в орган исполнительной власти. Но и там получение разрешения будет зависеть от того, кто пришел и к кому попал».
С мнением по поводу увеличения сроков согласования согласен и генеральный директор компании «АрхиГрад» Константин Щербин. В то же время он называет эти изменения необходимыми: «По России есть много примеров, когда постройки наносили ущерб для работы воздушного транспорта. Такой принцип согласования правильный».
В свою очередь, директор центра экспертиз «Эком» Александр Карпов, говоря о новом порядке, не понимает, почему к приаэродромной территории отнесли только южные районы Ленобласти. Так, помимо Пулково в регионе есть аэропорты под Левашово и в Пушкине. Все они, по мнению эксперта, тоже обладают приаэродромной территорией в радиусе 30 км, которая должна накрыть почти всю Северную столицу.
Кроме того, спикеры сошлись во мнении: для того чтобы ускорить и систематизировать процесс согласования строительства в приаэродромной территории, нужно разбить ее на зоны. «Зональность уже действовала раньше, и тогда было понятно: есть зона – есть ограничения. Если участок строительства попадает в зону инфраструктуры аэропорта, то согласовывать нечего – там нельзя строить. Нужно в 10-километровой зоне ввести очень жесткие правила застройки по высотности и назначению. В 20-километровой эти требования должны быть менее строгими. И в 30-километровой зоне ограничивать уже следует только высотное строительство», – сказал Александр Орт.
Однако несмотря на очевидный, по мнению строительного сообщества, выход в согласовании работ на приаэродромной территории ее зонирование не утверждают по весьма тривиальным причинам. «На это требуется много времени, дополнительные денежные средства», – предположил господин Щербин.
Нестыковка
Обсуждая нововведения в согласовании строительства, Александр Карпов выявил значительную несостыковку с решением Верховного суда от 23 января 2014 года. Тогда норма, предусматривающая необходимость согласования указанной деятельности со старшим авиационным начальником аэродрома, была признана недействующей. За разъяснением этого вопроса мы обратили в комитет.
«Комитет по транспорту принимает решение о согласовании строительства в соответствии со ст. 46 Воздушного кодекса. Оператор аэропорта (ООО «ВВСС») выступает как «эксперт», на основании заключения которого комитет согласовывает строительство», – объяснили в ведомстве.
Мнение:
Александр Орт, президент группы компаний «ННЭ», член совета «НОЭКС»:
– Cогласовывать строительство правильнее в Комитете по транспорту, а не в коммерческих компаниях. Однако если идти в комитет за согласованием абсолютно любого здания и сооружения, то чиновников просто не хватит для рассмотрения такого количества документов. Нельзя создавать еще одно узкое горлышко, надо от них избавляться.
Кстати:
За строительство сооружений в приаэродромной территории без разрешения нарушитель заплатит штраф. Для физических лиц это 5 тыс. рублей, для юридических – 300 тыс. рублей. Крайней мерой наказания за нарушение является снос собственности.