DIY-сети сжимаются

Объем рынка розничной торговли стройматериалами и товарами для дома в Петербурге (DIY-сети) по итогам 2015 года снизился на 5-10%. Эксперты прогнозируют дальнейшее падение, говоря о том, что небольшие компании будут закрываться, а лидеры – наращивать обороты.


Если брать сегменты Soft и Hard, на которые обычно делят весь рынок DIY, то в совокупности по итогам 2015 года эксперты INFOLine оценивают его российский объем в 1,4 трлн рублей. По экспертным данным, доля локального рынка Петербурга в общем объеме DIY-индустрии составляет около 5%.

Спрос снизился

Евгений Мовчан, генеральный директор СТД «Петрович», отметил, что в 2015 году емкость розничного и мелкооптового рынка DIY Петербурга и Ленинградской области снизилась в денежном выражении по сравнению с уровнем 2014 года на 8% и составила около 100 млрд рублей (в 2014 году рынок вырос почти на 17% и превысил 109 млрд рублей).
Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы «Решение», подсчитал, что в 2015 году на фоне падения курса рубля при высокой доле импортных материалов выросли цены на товары DIY в значениях, сильно опережаю­щих официально декларируемую инфляцию – более 20-25% в сегменте DIY против 12,9% официальной инфляции. «При этом спрос на товары DIY в физическом измерении снизился, но за счет роста цен ряд игроков рынка могли показать положительный прирост в деньгах», – прокомментировал Александр Батушанский.
Со своей стороны, Иван Федяков, генеральный директор INFOLine, говорит, что в 2015 году при покупке строительных и отделочных материалов, товаров для дома потребитель активнее переключался на более дешевую продукцию, или предпочитал повременить с ремонтом.  «Это негативно сказывалось на объемах продаж всего широкого спектра товаров сегмента DIY. По предварительным данным за 2015 год российский рынок снизился примерно на 5% относительно 2014 года», – прокомментировал эксперт. По его словам, снижение продаж фундаментальных строительных материалов еще сильнее будет прослеживаться позже – в 2016-2017 годах, когда новые проекты, объем которых значительно сократился в прошлом году, перейдут в стадию отделки.
Аналитики говорят, что рынок DIY в Петербурге является высококонкурентным, сегодня он насчитывает около 10 крупных игроков. «В Петербурге присутствуют практически все крупные игроки, так называемая «международная тройка», – «Леруа Мерлен», OBI, Castorama. На рынке активно работают очень сильные местные игроки, такие как «Максидом» и СТД «Петрович». Очень прочные позиции у компании «К-раута» (принадлежит финскому концерну Kesko). В Северо-западном регионе, эти игроки имеют и выручку и количество магазинов существенно большее чем у международных компаний», – рассказал Иван Федяков. «Если говорить о сильных местных игроках, то, например, особенностью «Петровича» является то, что у них очень уверенные позиции в сегменте профессионалов – бригад строителей и лучшие показатели по доле торговли через Интернет, а «Максидом» имеет высокий уровень известности и лояльности потребителей. На загородном рынке в Ленинградской области хорошие позиции у компании «Вимос», – добавил господин Батушанский.

Лидеры расширяются

Эксперты и участники рынка констатируют, что действующие крупные игроки в Петербурге, несмотря на кризис, будут продолжать развитие. Например, компания «К-Раута» в рамках реализации своей стратегии откроет восьмой торговый центр в Петербурге на Выборгском шоссе на месте ранее существовавшего магазина «Метрика». Не скрывает своих планов по развитию и лидер петербургского рынка – компания «Максидом», которая строит еще один магазин в Петербурге (сейчас у нее больше 10 гипермаркетов), параллельно собирается открыть гипермаркеты в регионах. СТД «Петрович» также начал экспансию в регионы. В частности, в начале марта он откроет первый торговый комплекс в Москве. На новой площадке компания планирует внедрить современные решения, основанные на объединении офлайн-торговли и онлайн-продаж в Интернете.
На этом фоне печальна судьба компании «Метрика», которая начинает распродавать свои магазины, не справившись со сложными временами. Еще в начале 2014 года у «Метрики» было более 100 магазинов по России. Поэтапная оптимизация, проведенная в последние месяцы, сократила их количество до чуть более 30. В большинстве своем магазины остались только в СЗФО.
«Рынок будет очищаться за счет ухода неэффективных компаний – мелких, средних игроков, единичных строительных баз, в основном тех, кто не имеет «запаса прочности» и не готов пережить 10-20% падение на рынке. Компании с хорошей «подушкой безопасности», кто сильно не был закредитован, переживут спад»,  – говорит Иван Федяков. По его словам,  в 2016 году будет реализован умеренно негативный сценарий на рынке DIY, который  будет переживать спад, связанный со снижением инвестиционной и покупательской активности. «Но в целом для рынка DIY апокалипсиса мы не прогнозируем.  Снижение не будет таким глубоким как например на рынке электроники или одежды, потому что квартира, дом были и будут оставаться для россиян одной из главных ценностей и желание их улучшать, ремонтировать и т.д. будут поддерживать спрос на товары для строительства, ремонта и дома», – заключил Иван Федяков.
А вот новых игроков на рынке ждать не стоит, приходят к выводу эксперты. «Скорее можно говорить об уходе старых или значительном уменьшении масштаба их бизнеса. Например, очевидны проблемы у «Метрики». На нашем рынке можно ждать усиления только позиций таких игроков, как «Леруа Мерлен», «ОБИ», «К-Раута», СТД «Петрович», – уверен Александр Батушанский.

Мнение:

Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы «Решение»:
– В 2016 году рынок DIY частично поддержит то, что объем строительства нового жилья в 2015 году увеличился вследствие рекордных продаж квартир в 2014 году. Но все равно общий экономический спад и снижение реальных доходов населения с учетом большей доли продаж DIY-ретейлеров за счет расходов домохозяйств на обустройство и ремонт уже имеющегося фонда жилья, а не вновь приобретенного, приведут к дальнейшему снижению объема продаж в целом на рынке. Но сильнейшие игроки на рынке могут в этой ситуации не пострадать, а нарастить свою долю.

рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Лидия Горборукова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.