Сохранить на века
Качество реставрационных работ, считают специалисты отрасли, зависит от множества факторов, важнейшие из которых – профессионализм исполнителя и объективные целевые установки заказчика.
В условиях экономического кризиса, сокращения тендеров и роста конкуренции остро встает вопрос о качестве выполнения реставрационных работ. От хорошо выполненного заказа во многом зависит дальнейшее существование реставрационной организации.
Системный подход
Качество проводимой реставрации неразделимо связано со всей цепочкой проводимых на объекте работ. А в самом ее начале – от профессионально выполненной проектной части задачи, а также от предварительно проведенных научных исследований.
Составление проекта реставрации исторического здания, напоминают эксперты, существенно отличается от проектирования новых сооружений, так как объект уже есть. Особенности такого объекта предопределяют основное содержание разрабатываемого проекта. Особое значение в процессе реставрации, подчеркивают они, занимает гарантирование сохранности аутентичных элементов памятника. Правда, это бывает весьма трудно, а иногда и просто невозможно сделать из-за утраченных с веками технологий.
Генеральный директор Научно-реставрационной фирмы «МИР» Алексей Житомирский отмечает, что кроме проектной и научной подготовки также важно и то, как проходит процесс технологически. Поэтому при соблюдении качества важны такие факторы, как тщательность обследования материалов отделки, рекомендуемые технологии, качество применяемых материалов.
«Тем не менее самое сложное – найти баланс между реставрацией и воссозданием полностью утраченных деталей здания-памятника. Это поиск максимального соответствия историческим материалам, отделке, тщательная работа с источниками в архивах, консультации с КГИОП», – рассказывает руководитель НРФ «МИР».
Технологически трудные и ответственные работы, требующие высокой квалификации в музейной реставрации и реставрации интерьеров, выделяет инженер компании «Ажио» Дмитрий Параничев. По его словам, к таковым относятся реставрация монументальной и станковой живописи, позолоты, паркетных полов и резьбы по дереву, а также реставрация предметов декоративно-прикладного искусства (ткани, фарфор и керамика, изделия из металла и пр.), натурального камня, скульптуры.
Человеческий фактор
Тем не менее, уверены игроки рынка, основной фактор качества проделанных работ – человеческий. От профессионализма сотрудников, проводящих реставрацию, зависит очень многое. Привлечение низкоквалифицированных кадров, отмечает Дмитрий Параничев, либо рабочих без профильного образования, в том числе рабочих строительных специальностей, не прошедших повышение квалификации по реставрации, приводит к повреждениям объектов и некачественному проведению работ ввиду несоблюдения реставрационных подходов и технологий.
Как подчеркивают эксперты, некоторые компании, имеющие реставрационные лицензии, не располагают специалистами надлежащего уровня. Поэтому кадровая проблема остается одной из основных для реставрации. Отметим, что согласно данным реестра Министерства культуры реставрационные лицензии в Петербурге имеют 1092 организации. В них работают около 20 тыс. человек. Однако не все имеют профессиональное отраслевое образование.
Глава КГИОП Сергей Макаров считает, что одним из ключевых путей решения проблемы восполнения потребности в квалифицированных кадрах должно стать формирование государственного заказа на обучение необходимых специалистов в сфере сохранения и реставрации объектов культурного наследия.
На последней научно-практической конференции, посвященной кадровому вопросу в реставрационной отрасли, чиновник отметил, что отличительной особенностью трудовых ресурсов, необходимых для успешного сохранения и реставрации культурного наследия, является сочетание профессиональной художественной подготовки, инженерных и технологических знаний. «Здесь трудно проследить грань между гуманитарным и техническим. Поэтому сочетание столь разных требований к данному виду деятельности указывает на необходимость выделения сферы сохранения и реставрации объектов культурного наследия в отдельную группу, которая в настоящее время отсутствует в классификации видов экономической деятельности», – подчеркнул он.
Председатель совета Союза реставраторов Петербурга Нина Шангина также согласна с такой позицией. Она отмечает, что есть смысл обсудить целесообразность выделения реставрации в отдельную отрасль, тем более что кадровый резерв почти исчерпан. «Реставрационные технологии быстро развиваются, и необходимы специалисты более широкого профиля. Кроме того, частные реставрационные компании заинтересованы в создании единого комплекса, способного объединять образование, научное исследование, производственную деятельность», – подчеркнула она.
«Подготовка и переподготовка кадров в реставрации осуществляется в настоящее время в различных учебных заведениях, выпускается достаточное количество специалистов. Однако не все выпускники идут работать по специальности. Таким образом, по отдельным направлениям может возникать дефицит трудовых ресурсов, в особенности имеющих опыт работы», – полагает Дмитрий Параничев.
Другие лица
По словам специалистов, качество реставрации также зависит от объективных целевых установок заказчика. Иногда они противоречат главному правилу реставратора: не навреди, восстанови, а не создай новое. Кроме того, некоторые заказчики пытаются экономить, отмечают эксперты. В условиях несовершенства тендерной системы в реставрации, когда неоправданный демпинг стал серьезной помехой для обеспечения качества работ, вариантом исправления ситуации мог бы стать законопроект об определении минимальной цены контракта. Сейчас на рынке появились компании, отмечают реставраторы, с исключительно финансовой ориентацией, когда цель только одна – максимальная прибыль, причем любой ценой. Качество для них не имеет значения.
Игроки рынка напоминают, что иногда заказчик резко снижает или прекращает финансирование работ. Особенно если они идут поэтапно, имеют сезонный характер. Такие простои также негативно отражаются на процессе, так как длительные технологические перерывы запрещены.
Конфликт интересов между заказчиком и исполнителем также может привести к потере качества объекта в работе. Поэтому, считают специалисты, у сторон должно быть полное понимание того, что делается на объекте, и четко расписанный контракт.
Ответственность подрядчика, отмечает Алексей Житомирский, это в первую очередь вопрос репутации и социальной ответственности. Каждый уважающий себя подрядчик отвечает за проведенные работы на объекте, тем более на объекте культурного наследия, памятнике истории и культуры.
Дмитрий Параничев полагает, что сам исполнитель несет основную ответственность за результат проведения работ в рамках договора или контракта. Однако также ее несет и проектная организация, разработавшая проект и выполняющая авторский надзор на объекте, и представители технического надзора, контролирующие качество работ и соблюдение проектных решений на всех этапах работ. Также обязательства по сохранности памятника и качеству работ несут органы государственного контроля в области сохранения объектов культурного наследия.
Кстати:
По итогам прошлого года в единый реестр объектов культурного наследия КГИОП внес 170 объектов культурного наследия регионального значения. Также были подготовлены распоряжения о включении 39 объектов в реестр ОКН федерального значения. Кроме того, было выдано 2975 заданий и 2188 разрешений на работы по сохранению объектов наследия.