Санкт-Петербург: продолжение следует

Важнейшую роль в подготовке к 300-летию Санкт-Петербурга сыграл строительный комплекс нашего города. Заместитель председателя Госстроя России Анатолий Петраков, с которым встретился корреспондент «Строительного Еженедельника», дал оценку проделанной работе и рассказал о дальнейших планах ведомства.

В том, что питерские строители достойно подготовят родной город к юбилею, не сомневался никто. И тем не менее, руководители Госстроя, которые курировали строительство и реставрацию юбилейных объектов, были просто поражены качеством работ. По словам заместителя председателя Госстроя РФ Анатолия Петракова, «строители совершенно спокойно могли бы давать гарантию и на пять, и на семь, а в некоторых случаях и на десять лет». Особенно сильное впечатление на федеральных чиновников произвел практически созданный заново дворцово-парковый комплекс в Стрельне. Как считает г-н Петраков, теперь Стрельна стала одним из красивейших пригородов Санкт-Петербурга, не уступающим Пушкину, Павловску и Петродворцу.

Что такое реставрация

Конечно, подготовка города к юбилею не обошлась и без целого ряда проблем. Зачастую срывались сроки, не все объекты были закончены к юбилею. Но в целом москвичи дали работе строителей самую высокую оценку.
«Всегда в ходе работ появляются различные обстоятельства, которые, как правило, ведут к увеличению стоимости, – рассказывает Анатолий Петраков, – примером может послужить Смольный собор, завершить реконструкцию которого планировалось к юбилею города. Первоначальная стоимость всех работ на этом объекте была оценена в шесть с половиной миллионов рублей. Но когда строители воздвигли леса и поднялись на купол, выяснилось, что реальный объем работ значительно превосходит запланированный». Оказалось, что там необходимо менять не только кровлю, но и практически все инженерные конструкции. Теперь для полной реконструкции собора потребуется почти триста миллионов рублей. И такая ситуация складывается по многим архитектурным памятникам.
«Конечно, ситуация со Смольным собором вопиюща. Однако подобное (пусть и не в таких размерах) происходит на реставрируемых объектах практически всегда», – говорит г-н Петраков. Никакой, даже самый грамотный специалист не может абсолютно точно сказать, каковы будут реальные затраты. Этим и отличается реставрация от нового строительства. Предполагаемые затраты всегда отличаются от затрат реальных. Невозможно определить с точностью до копейки, сколько средств необходимо израсходовать на реставрацию того или иного объекта.
И все же ситуация не выглядит безнадежной. Как полагает заместитель председателя Госстроя, необходимые суммы будут включены в федеральный и городской бюджеты. Кроме того, правительство России подписало соглашение с Советом директоров Всемирного банка о выделении целевого кредита. Так что можно с уверенностью сказать: в Санкт-Петербурге, даже после всех юбилейных торжеств, работы не остановятся. Этап за этапом все запланированное будет выполнено.
Возможно, петербуржцам может показаться, что сейчас все остановилось. Однако дело тут в том, что в период подготовки к юбилею работа строителей более интенсивно освещалась в прессе, а сейчас наступило некое затишье. Но это вовсе не значит, что работы прекращены. Для примера можно взять ту же Петропавловскую крепость. На продолжение ее реставрации в федеральном бюджете 2004 года планируется выделение почти
330 млн рублей. К концу 2010 года крепость и собор будут отреставрированы полностью. Примерно так же обстоят дела и со всеми остальными объектами. Петропавловка, конечно, один из самых крупных и дорогостоящих объектов, поэтому на ее реконструкцию потребуется еще семь лет. С большинством других памятников истории и архитектуры – проще.

Зона особого внимания

Анатолий Петраков отметил, что кроме реставрируемых объектов правительство России уделяет большое внимание вновь строящимся. Среди них Кольцевая автодорога и комплекс сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений. «Сразу оговорюсь, строительство дороги курирует не Госстрой, а Минтранс, – заметил г-н Петраков. – Но могу сказать, что, по моим сведениям, никаких проблем, связанных с ходом и темпами строительства этой магистрали, нет». Первый пусковой комплекс КАД (от Приозерского шоссе до проспекта Культуры) был сдан еще в ноябре прошлого года. А в мае нынешнего года завершены работы по второму пусковому комплексу на участке от съезда в промзону «Парнас» до того же проспекта Культуры, включая транспортную развязку.
«В конце апреля премьер-министр России Михаил Касьянов подписал распоряжение, в котором определяются сроки завершения строительства первой очереди Кольцевой дороги, – продолжает Анатолий Петраков. – Согласно распоряжению, участок от Приозерского до Московского шоссе будет полностью введен в эксплуатацию в 2005 году». С комплексом защиты от наводнений ситуация иная. Пока еще не подведены итоги конкурса, который должен был определить подрядчиков строительства КЗС. Так что на вопрос о том, кто конкретно будет строить дамбу, можно будет ответить только в июле. Конкретные сроки окончания строительства назвать нельзя, но завершить все работы вполне реально за пять-шесть лет. Тем более, сейчас активно решается вопрос с финансированием. Между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития подписано соглашение о займе на сумму 5 млн для завершения этой стройки. «Уверен, что через несколько лет дамба будет достроена», – заключил заместитель председателя Госстроя.

Автор: Игорь Мокеров
рубрика: Итоги и перспективы
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.