Вагончик тронулся
Смольный одобрил концессионное соглашение по развитию трамвайной сети в Красногвардейском районе Петербурга, а также согласовал схему финансирования проекта. Ожидаемая выручка концессионера – ООО «ТКК» – должна составить 22,4 млрд рублей.
Смольный одобрил 30-летнее концессионное соглашение с ООО «Транспортная концессионная компания» (ООО «ТКК») по развитию трамвайной сети в Красногвардейском районе Петербурга. Ранее компания подала единственную заявку на конкурс Комитета по инвестициям. Тендер был признан несостоявшимся, но затем от ООО «ТКК» поступило конкурсное предложение, что и стало основанием подготовки концессионного соглашения. Как пишут СМИ, в числе совладельцев Транспортной концессионной компании помимо УК «Лидер» и «Группы ЛСР» значатся ОАО «Главная дорога», ООО «Новое качество дорог» и ООО «МК 20СХ», которое является подрядной компанией по ремонту трамвайных линий.
Фронт работ
По соглашению концессионер должен будет реконструировать существующие трамвайные пути в Красногвардейском районе на маршрутах 8, 10, 59, 64. Также он обязуется построить остановочные павильоны, депо на территории трамвайного парка № 11, провести благоустройство и озеленение, создать автоматическую систему управления дорожным движением на перекрестках, обновить подвижной состав. Кроме этого, на конечной станции «Ладожская» будет построен компактный павильон-вокзал с комфортными условиями для пассажиров, ожидающих выбранный маршрут трамвая.
Для реализации проекта власти Петербурга предоставят ООО «ТКК» в аренду земельные участки, при этом право собственности на созданную трамвайную сеть останется за городом, отмечают в Смольном.
Капитальные затраты на создание трамвайной сети в Красногвардейском районе, по предварительным расчетам, составят 6,5 млрд рублей в ценах 2015 года. Кроме того, правительство Петербурга приняло решение о включении в обязательства концессионера по концессионному соглашению реконструкции пр. Наставников от Хасанской ул. до Ириновского пр. и выделение финансирования из бюджета Петербурга в форме капитального гранта в размере 1,330 млрд рублей в ценах соответствующих лет, в том числе НДС. Размер затрат, которые должен понести концессионер за все 30 лет проекта, составит 33,7 млрд рублей. При этом ожидаемая выручка от пассажироперевозок оценивается в 22,4 млрд рублей. Как отмечают в Смольном, она будет расти за счет развития территорий Красногвардейского района. Власти добавляют, что выручка складывается из субсидии города за льготных пассажиров (в настоящее время это 46%, то есть 10,3 млрд рублей) и оплаты проезда нельготными пассажирами. Отметим, что тариф на проезд в скоростном трамвае планируется оставить на прежнем городском уровне, возможности устанавливать тариф за проезд у концессионера не будет.
Разделить риски
Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и партнеры», отметила, что в соответствии с конкурсной документацией, размещенной на сайте torgi.gov.ru, город обязуется обеспечить концессионеру пассажиропоток в количестве не менее 33,2 млн человек в год. В случае если количество потребителей и объем полученной выручки будет меньше расчетного значения, концедент выплачивает разницу частному инвестору (эксплуатационный платеж). По ее словам, порядок и формулы расчета приведены в конкурсной документации. Кроме того, установлено, что в случае когда фактическая прибыль превысит тот размер эксплуатационного платежа, который платил бы город при выручке, равной нулю, разница распределяется между сторонами соглашения. «Таким образом, в проекте предусмотрен механизм так называемого минимального гарантированного дохода: если концессионер не получает расчетный объем прибыли, разница компенсируется из бюджета. В ситуации, когда выручка больше запланированной величины, дополнительный доход делится между сторонами. Данный порядок отвечает интересам города и инвестора и позволяет участникам проекта разделить между собой риск спроса», – заключила эксперт Ирина Митина.
Кстати:
В мировой практике скоростной трамвай, двигающийся на обособленном полотне с повышенной скоростью, является эффективным видом общественного городского транспорта, уступающим по провозной способности только метрополитену.