Железобетонные преимущества

Эксперты считают, что домостроение на основе сборного железобетона в дальнейшем будет отвоевывать долю у монолитного строительства и других его типов. О технологических и экономических преимуществах использования сборных ЖБИ как в жилом, так и в промышленном сегменте в интервью газете «Строительный Еженедельник» рассказал Владимир Воронков, директор по строительству «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад».


– Есть мнение, что сборный железобетон – это технология прошлого века.
– Я вынужден не согласиться с этим утверждением и уверен, что меня поддержит значительная часть строительного рынка. И в начале XXI века застройщики говорят о преимуществах возведения объектов на основе сборного железобетонного каркаса и других железобетонных изделий (ЖБИ), тем более что за это время значительно изменились спектр и качество самих строительных материа­лов. Нельзя говорить о том, что сборный железобетон ушел в прошлое и является реликтом массового домостроения советского периода. Новые технологии позволяют использовать сборный железобетон со всеми его преимуществами. Сборные конструкции из готовых изделий собираются намного быстрее, чем создаются монолитные объекты. Москва и Санкт-Петербург оценили это преимущество по достоинству, сегодня на многочисленных стройках двух столиц можно увидеть именно такие материалы. Причем мы говорим не только о крупнопанельном жилом строительстве, откуда сборный железобетон никогда не уходил, но и о промышленных и инфраструктурных объектах. Например, таких как сеть торговых магазинов «О'Кей» в различных районах Санкт-Петербурга – административно-бытовые секции магазина, подземные парковки под торговыми комплексами выполнены в каркасе.

– А какие еще преимущества возведения объектов из сборного железобетона вы можете отметить?
– Одно из самых важных – высочайшее качество и полная заводская готовность изделий и конструкций. Это связано с тем, что завод строительной индустрии выпускает изделия с гарантированным качеством. На строительной же площадке, использующей монолит, бывают огрехи: не так уложили, недостаточно уплотнили, а то и вовсе не то сделали, то есть здесь важно строго соблюдать технологию проведения работ. А в случае со сборными ЖБИ мы получаем готовый железобетон с точным соблюдением габаритов и геометрии. Он пропаривается на заводе в соответствии с требованиями технологии и на выходе проверяется отделом технического контроля. Поверхность плит позволяет проводить последующую отделку – окраску, оклейку обоями – без дополнительных затрат на подготовку, то есть строители имеют дело с изделиями гарантированного качества.
Среди других преимуществ сборного железобетона можно отметить короткие сроки возведения здания (в 1,5-2 раза быстрее монолита), снижение трудозатрат. В петербургских условиях на первый план выходит и еще одна характеристика – независимость от погодных условий (зимы, мороза и т. д.). Кроме этого, у сборного железобетона широкая номенклатура, а изделия можно сделать по индивидуальному заказу.

– А за счет чего происходит ускорение строительства при использовании технологии сборного железобетона?
– Если у вас есть набор готовых изделий и программа на год, то можно заранее выпустить железобетонные изделия, складировав их на территории завода. Как только появляется необходимая для строительства площадка, можно тут же приступать к монтажу объекта. Плюс для строителей в том, что им не придется нести ответственность за поставки строи­тельного материала на площадку, ведь сборный железобетон поставляет сам поставщик – производитель изделий. Все, что останется сделать мастерам на строительной площадке, – это собрать каркас. Работа идет непрерывно. А в монолитном строительстве приходится ждать примерно 2-3 недели, пока изделие затвердеет, и только после разбора опалубки ее можно устанавливать на другой участок. Конструкция из сборного железобетона имеет необходимую прочность и может быть нагружена в момент, когда окончен монтаж и все стыки заделаны. Современный жилой комплекс из 20-25 этажей строится по уникальной технологии крупнопанельного домостроения, позволяющей максимально быстро и качественно возводить дома: один этаж – всего за 5-7 суток, дом – за 6-7 месяцев.

– В чем экономическая выгода от использования технологии сборного железобетона?
– При работе со сборным железобетонным каркасом и ЖБИ не нужно прибегать к помощи большой армии рабочих. Достаточно обойтись 1-2 бригадами квалифицированных монтажников и сварщиков по 5-7 человек. Также использование сборного железобетона сокращает потребность в неквалифицированной рабочей силе.
Применение сборного железобетона позволит сэкономить на энергоресурсах, так как нет необходимости прогревать рабочую зону, как при монолитных работах, если температура атмосферы ниже нуля. Если при отрицательной температуре начать монолитные работы, то придется использовать более дорогие по стоимости бетонные смеси, которые быстрее твердеют и имеют в своем составе высокоактивные цементы. Опять же при осуществлении монолитных работ на стройплощадке приходится использовать больше арматуры, чем в заводских условиях. Также при использовании сборных изделий вес здания снижается, поэтому не нужен массивный (дорогостоящий) фундамент.

– Насколько сборный железобетон гибок с точки зрения применения нестандартных проектных решений?
– Как я уже отмечал, типовые проекты советского периода ушли в прошлое. Сегодня использовать сборный железобетон можно не только при сооружении тех зданий, которые имеют повторяемость пролетов, шагов конструкций, но и тех объектов, в которых планировка нерегулярна. Многообразие видов изделий из железобетона позволяет варьировать планировочные решения, выбирая разнообразные системы подъема, уменьшая размеры сечения несущих колонн. Кроме того, изделия из сборного железобетона отличаются конструктивной эффективностью. Например, если использовать сборные железобетонные балки и плиты перекрытия, то можно удлинить пролет и снизить толщину конструкции. На железобетонном каркасе можно закрепить любые навесные элементы – от этого каждое каркасное здание может выглядеть индивидуально. Например, трехслойным стеновым панелям от «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад» можно придать фактуру, имитирующую кирпичную кладку, отшлифованный мрамор или гранит, скалу и т. д. Также можно формировать закругленный торец плиты и использовать его для перекрытий, имеющих в плане округлую форму. Более того, сочетание железобетонного каркаса с монолитными участками открывает безграничные возможности по реализации любого архитектурного облика здания.
Если мы говорим о строительстве торговых залов и цехов заводов, то там зачас­тую используются пролеты и перекрытия кровли, длина которых бывает более 20 м. Эффективно используются такие плиты при строительстве крытых автомобильных стоянок. При сооружении офисных центров используются надежные и легкие перегородки, которые позволяют создавать ту планировку, которая необходима отдельно взятому предприятию. А благодаря возможностям быстрой перепланировки здание всегда будет оставаться самым востребованным объектом на рынке коммерческой недвижимости.

– Сложно ли сегодня застройщикам, использующим монолит, перейти на железобетонный каркас?
– Нет, сложностей не возникнет. Просто необходимо отработать свою серию блок-секций, которые позволят, как из кубиков конструктора фирмы «Лего», собирать «пластичные» по форме дома. Но подчерк­ну, что в своих проектах строительные и проектные компании крупных городов все чаще отдают предпочтение сборным железобетонным изделиям и каркасам. С заводами-производителями активно сотрудничают не только потому, что уверены в качестве бетонных изделий, – еще хотят сэкономить на финансировании и времени возведения объекта. Особенно этот посыл очень важен при возведении объектов за бюджетный счет, так как за год, используя технологию сборного железобетонного каркаса, можно построить более двух десятков объектов социальной инфраструктуры.

Кстати:

Рынок ЖБИ в Петербурге высококонкурентный. Лидером рынка с долей до 30% является «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад». Предприятие располагает тремя производственными площадками, одна из которых находится в Санкт-Петербурге, еще две – в Ленинградской области, и производит 500 тыс. куб. м продукции в год. Номенклатура производимой продукции насчитывает более 5 тыс. наименований. Компания производит продукцию для жилых и промышленных зданий, коммерческих объектов (торгово-развлекательных центров, гипермаркетов, складских терминалов и др.), объектов социального назначения, а также используемую при строительстве и ремонте дорог. Также со значительными объемами на рынке присутствуют компании «СиБ-центр», «Бетонекс», «Бетсет», Гатчинский ССК, «Метробетон», «Лидер-Пром», «Экспериментальный завод», «Неостром» и т. д. Эксперты отмечают, что экономическая ситуация негативно сказывается на рынке ЖБИ, с другой стороны, происходит его санация. Мелкие заводы закрываются, уходят с рынка, но основные игроки продолжают работать.

рубрика: Технологии и материалы
автор: Екатерина Костина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.