Метро не для всех
Развитие сети метрополитена Петербурга позволяет застройщикам реализовывать интересные проекты в локациях с развитой транспортной инфраструктурой. Однако приближенность метро важна скорее для покупателей жилья сегмента масс-маркет, куда входят классы эконом и комфорт.
Для покупателей сегмента бизнес близкое расположение станций метрополитена не является первостепенным, считает Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость». Наиболее важны, по ее мнению, видовые характеристики и статус территории, выбранной под застройку, а также наличие удобных автомобильных развязок.
«Близкое расположение к метро чаще всего характерно для жилых комплексов сегмента комфорт. Это является одной из причин ценового разрыва между классами жилья эконом и комфорт: на сегодняшний день он составляет около 30 тыс. рублей за 1 кв. м», – уточняет госпожа Трошева.
Любава Пряникова, старший консультант департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге, считает, что не для всякой локации открытие метро – благо. Например, она уверена, что относительно станции метро «Новокрестовская» ее открытие, напротив, снизит стоимость расположенной поблизости недвижимости. Это, по ее мнению, произойдет в силу специфики локации, где сосредоточено большое количество элитного жилья. «Строительство стадиона и новой станции метро, напротив, привело к снижению привлекательности квартир», – говорит она.
Впрочем, строительство отдельной станции метро рядом со стадионом, возможно, как раз и было пролоббировано состоятельными жителями Крестовского острова, не желавшими, чтобы большие людские потоки со станции «Крестовский остров» до стадиона мигрировали мимо их премиального жилья.
Дмитрий Крутов, директор по развитию ГК «Доверие», также придерживается мнения, что появление новых станций метро окажет влияние на цену далеко не во всех локациях – многое зависит от района застройки и от самого проекта. «Тем не менее для объектов массового спроса новая транспортная инфраструктура может привести к повышению стоимости, но в перспективе 2-3 лет. Пока это стоит рассматривать скорее как конкурентное преимущество, которое застройщики могут использовать при анонсировании и продвижении проектов. Более серьезное влияние в этом случае на ценообразование оказывают сжатый спрос и некоторая временная отдаленность реализации указанных инфраструктурных решений. Впоследствии стоимость первичного жилья массового спроса близ новых станций метро может увеличиться в пределах 10-15%», – считает господин Крутов.
Эксперты отмечают, что не только строительство станций метрополитена способно поднять цену на недвижимость, расположенную на прилегающих к проекту локациях. Петр Буслов, руководитель аналитического центра «Главстрой-СПб», считает, что к перспективным проектам, которые также могут оказать влияние на жилищное строительство, относятся строительство линий легкорельсового трамвая до Сертолово, большой транспортный узел в Девяткино и завершение строительства центрального участка ЗСД.
Дмитрий Крутов также выделяет строящуюся транспортную развязку Пулковского шоссе и Дунайского пр. «Поблизости реализуется ряд проектов жилой недвижимости, и наличие нового транспортного узла явно повысит их привлекательность», – говорит он. Также господин Крутов отмечает и перспективы Васильевского острова. «Остров получит новую станцию метро «Горный институт» (ее открытие намечено на 30 ноября 2019 года), появится круглосуточный выход на «большую землю» в виде ЗСД. В целом изменение транспортной ситуации на Васильевском острове может привести к росту стоимости недвижимости в этой локации. Особенно в свете того, что количество пятен под застройку здесь ограниченно, и даже намывные территории фактически уже полностью разобраны застройщиками», – резюмирует господин Крутов.
Мнение:
Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость»:
– Строительство транспортных магистралей также оказывает влияние на среднюю стоимость квадратного метра в локациях, на которые они рассчитаны. Самым ожидаемым проектом в Петербурге является завершающая часть строительства Западного скоростного диаметра. Эксперты прогнозируют рост цен на квартиры в новостройках на намывных территориях Васильевского острова после соединения северной и южной частей ЗСД.