Доверие прежде всего

Игроки рынка сухих строительных смесей (ССС), для которых эти виды продукции являются основными, сегодня идут на риски, осуществляя поставки постоянной клиентуре в кредит.


«Сегодня постоянные клиенты ожидают не максимальных скидок, а поставок без предоплаты, и мы принимаем такую маркетинговую модель», – говорит Сергей Михайлов, генеральный директор ООО «ДИМИКС-СПб».

С перетеканием в экономию
 
Годовые объемы рынка модифицированных ССС в Санкт-Петербурге согласно экспертной оценке могут составлять до 900 тыс. т, или около 10 млрд рублей в денежном выражении. При этом, как отмечает Елена Митрохина, руководитель направления «Сухие строительные смеси» Строительного Торгового Дома «Петрович», рынок ССС имеет потенциал для прироста на 3-5% к концу года.
Оценивая динамику объемов регионального рынка, Игорь Мошков, генеральный директор ООО «Производственное Предприятие ГИДРОЦЕМ», уточняет, что за прошлый год падение составило 40%, и существенного изменения к концу года не ожидается, однако произойдут преобразования в структуре потребителей. «Количество платежеспособных дилеров, строителей увеличится. В таких условиях производителю будет трудно», – констатирует он. Со своей стороны Сергей Михайлов обращает внимание на различия между реакцией рынка на сложности в экономике в 2008-2009 годах и сегодня. Если в прошлый кризис продукция отечественных и импортных производителей ССС на российском рынке была представлена в равном соотношении, то теперь импорт практически замещен. Соответственно, негативная динамика обусловлена не перераспределением долей среди участников рынка, а общим снижением объемов работ в строи­тельстве.
Производители ССС, кроме того, с тревогой заявляют о том, что рыночная стоимость отдельных продуктов сегодня не всегда адекватна: нередко это «уже сложившаяся» или «диктуемая потребителем» цена. Как следствие, производитель выпускает продукт либо с минимальной маржей, либо в ущерб ее качественным характеристикам. «Развиваются направления ремонтных смесей, гидроизоляции и просто дешевых продуктов. Обидно, что коллеги по рынку, предлагая очень дешевые продукты, иногда обманывают покупателей – не досыпают цемента, песка и т. д. Такие продукты портят рынок ССС», – говорит Игорь Мошков.
В свою очередь Елена Митрохина констатирует снижение темпов роста финишных ровнителей с перетеканием объемов продаж в группу универсальных самовыравнивающихся ровнителей, «особенно быстросохнущих, позволяющих сократить время работ за счет выполнения выравнивания пола в один слой». Эта тенденция среди прочих свидетельствует о явном стремлении потребителей экономить на ССС.
«На Северо-Западе и в частности в Петербурге подход к новинкам в строительных материалах очень консервативный. Более того, даже низкой ценой клиента на приобретение нового бренда не вдохновить. Такие предложения, наоборот, настораживают», – полагает Сергей Михайлов. В то же время он отмечает, что крупные игроки, давно присутствующие на рынке, проводя ребрендинг, свои позиции только укрепляют (примеры – смена бренда Vetonit брендом Weber или BASF – линейкой продукции Master).
«Новинки, конечно, будут», – говорит Игорь Мошков, указывая на то, что разработку новых рецептур, составов, исследования и эксперименты ведут все производители. «Это рано или поздно приводит к новым продуктам. Например, ООО «Шпатлер» разработало гипсовую влагостойкую штукатурку, а ООО «ПП ГИДРОЦЕМ» – специальный ремонтный состав, который набирает 40 МПа за сутки. Такой ремсостав производят только в Германии», – комментирует он. В то же время Елена Митрохина отмечает, что известные производители ССС «большей частью предпочитают не вкладываться в инновационные продукты, а развивать те товарные категории, в которых их доля еще недостаточно высока».

Гонка за лидерами

Среди наиболее крупных игроков регионального рынка ССС специалисты уверенно называют компанию КНАУФ с оценочной долей более 25%. Около 10% рынка в Санкт-Петербурге и Ленобласти приходится на такие марки, как «Крепс», «Плитонит», «Петролит», Weber. Около 5%, по данным СТД «Петрович», – рыночная доля брендов «Основит» и «Церезит». Кроме того, на региональном рынке представлены «Реал», «Волма», «Петромикс», «Форвард», «Миксити», «Баумит», «Евромикс», «Магма» и др. «Я бы разделил рынок ССС на две части: общестроительные смеси и специальные. В специальных составах наконец-то появились российские производители, но лидером можно назвать концерн BASF. Рынок общестроительных смесей лидеров не поменял – это бренды «Крепс», «Основит», «Бергауф», – резюмирует Игорь Мошков.

рубрика: Технологии и материалы
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.