Теплоизоляция в общем тренде
В теплоизоляционной отрасли России, потерявшей за 2015 год до 20-22% выручки, продолжается сокращение объемов продаж. Как полагают эксперты, своего дна рынок теплоизоляции все еще не достиг. При этом он последовательно идет за строительным рынком в целом.
«Текущий год будет для производителей теплоизоляционных материалов еще более непростым, чем предыдущий, поскольку строительных объектов, дошедших до стадии утепления, будет немного», – говорит Евгений Абрин, директор по продажам PAROC в России.
По его мнению, хотя сегмент массового жилищного строительства в сложном положении из-за высокой стоимости заемных средств для застройщиков, более ощутим кризис в сфере коммерческого строительства, напрямую зависящей от инвесторов. «На рынке очень мало проектов, связанных с созданием торговых комплексов, логистических центров. Большинство проектов заморожено до лучших времен», – отмечает специалист. В то же время некоторые производители теплоизоляционных материалов не только не снизили объемов производства, но даже запускают новые мощности, следствиями чего являются преизбыток предложения и давление на цены. Так, цены на минераловатную продукцию, по данным PAROC, упали за прошлый год на 5-10%: чуть менее это ощутимо в сегменте стекловолокна, чуть больше – в сегменте каменной ваты. Отдельные производители изоляционных материалов начали экспортировать свою продукцию.
«Негативная динамика на строительном рынке в целом отразилась и на производстве изоляционных материалов. По нашим данным, в 2013 году наблюдался рост рынка на 7-8%, в 2014 году рынок остался на прежнем уровне, а по итогам 2015 года рынок упал на 13% (данные в кубических метрах)», – комментирует Олег Дорин, директор бизнес-подразделения «Теплоизоляция» компании «Сен-Гобен».
Со своей стороны, Александр Онищенко, менеджер по маркетингу ООО «ТИМ», подчеркивает, что в условиях снижения потребления производители теплоизоляции вынуждены сокращать цену на товар за счет потери прибыли торгующей сети. При этом по некоторым направлениями, например по экструдированному пенополистиролу, спрос полностью перекрывает предложение.
«Объемы продаж продукции и, соответственно, нашего производства в 2016 году снизились ориентировочно на 20% по сравнению с 2015 годом. Однако стоит отметить, что в прошлом году наши показатели продаж даже немного превысили результаты 2014 года», – говорит Андрей Заусаев, заместитель генерального директора ООО «Паркон Плюс».
По мнению некоторых специалистов, особое значение сегодня приобретают оперативность поставок, гибкость в оплате, неформальное общение с покупателями (бенчмаркинг) и т. д. «У многих производителей показатель соотношения цены и качества одинаков. Важно зарекомендовать себя как качественного и надежного поставщика, готового индивидуально и нестандартно подойти к решению вопросов покупателей», – отмечает Андрей Заусаев. Кроме того, производители заявляют о планах запуска на рынок новинок либо пересмотра возможностей применения уже привычной продукции.
«Мы не стали идти на компромиссы по качеству, а, наоборот, реализовали целый ряд улучшений в процессах производства и логистики. Мы делаем ставку на инновации», – сообщают в компании PAROC.
Фактором роста рынка изоляционных материалов может стать более активное частное строительство. «В связи с трудной экономической ситуацией люди стали меньше тратить средств на путешествия, но стали больше вкладывать в приобретение/обустройство дач», – говорит Олег Дорин. Со своей стороны, Евгений Арбин напоминает, что сегмент частного малоэтажного домостроения более инертен и в большей степени зависит от доходов населения.