Рынку ЖБИ помогут федеральные стройки
Резкий рост стоимости металлопроката, ужесточение контроля за допустимой нагрузкой на ось большегрузов, выжидательная позиция строительных компаний, не начинающих новых проектов, удорожание цемента – эти факторы участники рынка ЖБИ называют в числе оказавших наибольшее влияние на рыночную ситуацию в последнее время.
«Фактически стоимость металлопроката в последнее время выросла в два раза. Кроме объективных мировых тенденций сказался, конечно, спекулятивный сговор крупнейших поставщиков металла, которые сделали (и продолжают делать) все, чтобы выжать максимум из ситуации сегодняшнего дня», – убежден Андрей Семенов, генеральный директор ООО «Перспектива». По его мнению, несмотря на «запоздалый рост цен на ЖБИ как следствие роста цены на арматуру», несмотря на серьезную недогрузку существующих мощностей производителей ЖБИ, ситуация на региональном рынке может стабилизироваться в течение нескольких месяцев при начале работ на нескольких крупных объектах жилищного строительства.
Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь», отмечая недавний рост себестоимости ЖБИ на 15-20% за счет повышения расходов на транспортировку материалов, использующихся при их производстве, не прогнозирует увеличения цен на ЖБИ из-за снижения темпов строительства с начала нынешнего года.
Сокращение платежеспособного спроса на железобетонные изделия заставляет производителей прибегать к ценовой конкуренции, заявляет Петр Забегаевский, коммерческий директор «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад», «Производство данного вида продукции фактически становится убыточным», – отмечает он. При этом господин Забегаевский не считает ситуацию безнадежной, поскольку потребность в ЖБИ, даже на фоне переизбытка производственных мощностей, сохраняется. Другой вопрос – сложности на пути к получению заказа. «Рынок приобрел черты «рынка покупателя», особенно если у последнего есть возможность авансировать сделку», – комментирует представитель «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад».
Со своей стороны, Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы «Решение», президент ассоциации консалтинговых компаний АСКОНКО, говорит об отсутствии сколько-нибудь серьезных изменений на рынке ЖБИ в нынешнем году. «Основные игроки продолжают свою работу», – комментирует эксперт, указывая, что на ситуацию на рынке ЖБИ существенно влияют не только объемы строительства, но и применяемые технологии домостроения. «В последние годы эта структура довольно устойчива. Сегменты кирпичного и каркасного домостроения, где применяются товарные ЖБИ, значительно не сокращаются в силу своих небольших размеров. А объем строительства по технологии полносборного железобетона также является устойчивым», – уточняет господин Батушанский. В то же время он прогнозирует спад в сегменте товарных ЖБИ по итогам нынешнего года в пределах 10%.
На фоне общего неблагоприятного развития ситуации на рынке ЖБИ в наиболее равновесном положении находятся крупные строительные холдинги, обладающие производственными мощностями и применяющие собственные стройматериалы при реализации собственных же проектов. «Продукцию СК «Муринский», прежде всего, планируем поставлять на строящиеся объекты нашей группы компаний. С каждым месяцем объемы поставок на эти стройки растут», – сообщает Арсений Васильев.
Для производителей ЖБИ, не ведущих собственного строительства, фактором стабилизации может стать участие в поставках своей продукции на федеральные дорожные стройки. «Все активнее движение на федеральных стройках автодорог. Есть примеры выхода в регион московских компаний-подрядчиков. У москвичей несколько иной подход к качеству продукции, и даже интересно поработать с новыми потребителями», – признается Андрей Семенов.
Кстати:
По данным консалтинговой группы «Решение», лидерами в производстве товарных ЖБИ в Санкт-Петербурге и Ленобласти являются компании «Баррикада» (входит в Группу ЛСР) и «СиБ-центр».