Муниципалы учатся хозяйствовать
Среди множества проблем, поднятых на очередном, уже шестом общем собрании членов ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» две оказались важнейшими для дня сегодняшнего и были рассмотрены подробнее всего. Одна из них – налаживание коммунального хозяйства в новых условиях, а вторая – возможность получения муниципалитетами дополнительных средств благодаря налогам на землю и имущество, сборы от которых поступают именно органам местного самоуправления.
Развитие области обеспечивается за счет налогов и привлечения инвестиций. Вторую задачу региону удается успешно решать, сообщил губернатор Валерий Сердюков. Если в 2009 году суммарный размер инвестиций в регионе составил 192 млрд рублей, то в 2010 году – уже 270 млрд. Более 80% продукции в Ленинградской области производится на новых конкурентоспособных заводах, по новым технологиям. Предполагается, что в нынешнем году размер инвестиций превысит 300 млрд рублей. Не все муниципалитеты имеют возможность привлечь инвесторов, но большинство может увеличить собираемость налогов. Доходы местного самоуправления пополняются благодаря налогам на имущество физических лиц и на землю – эти деньги поступают именно в муниципальные бюджеты. В 2010 году собираемость земельного налога достигла 1,8 млрд рублей, но, по словам губернатора, это только треть возможного уровня. Налога на имущество собирается в четыре-пять раз меньше, чем это можно было бы сделать. Между тем эти фискальные сборы вовсе не носят дополнительного характера. Во многих европейских странах именно они формируют основную часть местных бюджетов, так должно быть и в России. Пока же в Подпорожском районе собрано всего 510 тыс. рублей земельного налога, то есть местная власть сама себя лишила поступлений. Губернатор предложил администрациям первого уровня теснее работать с налоговыми органами для пополнения бюджетов. Председатель президиума Совета муниципальных образований, глава администрации Гатчинского района Александр Худилайнен напомнил, что основой этой работы может стать новая оценка земли в садоводствах, выполненная в этом году, и происходящая уже два года переоценка земель промышленности. В 2012 году начнется формирование реестра недвижимости, в котором будут учтены как земельные участки, так и постройки на них. Пока же поступления от земельного налога составляют всего 12,5% в доходах муниципальных образований, хотя, по словам губернатора, должно быть минимум 70%.
Столь же остра проблема сотрудничества с Фондом содействия реформированию ЖКХ, благодаря которому в последние годы велись более массовые, чем прежде, капитальный ремонт жилья и расселение аварийных домов. Фонд приостановил работу с Ленобластью и рядом других регионов, муниципалитеты которых не смогли выполнить базовые условия сотрудничества, не выполнили работу в срок, не поставили на кадастровый учет земельные участки, не достигли нормы, по которой 80% управляющих компаний ЖКХ должны быть коммерческими структурами. Эти замечания будут устранены в ближайшие месяцы, чтобы регион вновь мог получать финансирование. Больше всего претензий ко Всеволожскому, Подпорожскому и ряду других районов, сообщил губернатор. Однако с фондом до сих пор работает только треть муниципалитетов. «Нужно многое менять в отношениях органов самоуправления с поставщиками коммунальных услуг и управляющими компаниями», – признал Валерий Сердюков.
Пример таких перемен показывает город Кировск, глава администрации которого также выступил на собрании ассоциации. В Кировске пять управляющих организаций, и все они частные, не имеющие отношения к старым муниципальным жилкомхозам. Коммунальные услуги предоставляют шесть организаций, пять из которых частные; и только теплоснабжение нескольких домов обеспечивают муниципальные предприятия Кировского района. «С 2007 года мы полностью перешли на 100%-ную оплату жителями тарифов поставщиков коммунальных услуг, – сказал Алексей Кольцов. – Таким образом, в нашем поселении осуществлен практически полный переход к рыночным условиям в сфере жилищно-коммунальных услуг. С 2008 года мы два раза в год проводим публичные общегородские отчеты управляющих организаций перед жителями, на которых звучат отчеты как руководителей органов местного самоуправления, так и руководителей и собственников управляющих организаций. Данные отчеты имеют три положительные стороны. Это вовлечение населения в процесс управления, снижение социальной напряженности, улучшение реакции управляющих организаций на обращения и жалобы граждан». Еженедельно специалисты коммунального отдела и муниципального контролирующего органа Кировска проводят проверки состояния жилого фонда. Результаты проверок также еженедельно рассматриваются администрацией на совещании со всеми управляющими организациями. «Неисполнение недостатков, указанных в данных актах, в течение определенного периода является основанием для составления протокола об административном правонарушении. Также мы используем практику наказания за неисполнение актов органов местного самоуправления через УВД, что более финансово весомо для непонятливых управляющих организаций. В прошлом году была создана муниципальная диспетчерская служба в форме бюджетного учреждения. Одновременно был прекращен прием заявок напрямую управляющими организациями. В результате мы получили полную картину качества работы управляющих организаций. Это позволило нам ввести в договоры с ними пункты, согласно которым сводная отчетность ЦДС о количестве и длительности перерывов в поставке коммунальных ресурсов, продолжительности и нарушении сроков устранения замечаний, которые регламентированы правилами и нормами эксплуатаций зданий, являются основанием прекращения платы жителей без оформления специальных актов», – рассказал глава администрации Кировска.
А Валерий Сердюков предложил ввести единый тариф на коммунальные услуги по всей области, чтобы избежать резкой, иногда в разы, их дифференциации для населения. Но это – также перспектива ближайших месяцев.
Развитие области обеспечивается за счет налогов и привлечения инвестиций. Вторую задачу региону удается успешно решать, сообщил губернатор Валерий Сердюков. Если в 2009 году суммарный размер инвестиций в регионе составил 192 млрд рублей, то в 2010 году – уже 270 млрд. Более 80% продукции в Ленинградской области производится на новых конкурентоспособных заводах, по новым технологиям. Предполагается, что в нынешнем году размер инвестиций превысит 300 млрд рублей. Не все муниципалитеты имеют возможность привлечь инвесторов, но большинство может увеличить собираемость налогов. Доходы местного самоуправления пополняются благодаря налогам на имущество физических лиц и на землю – эти деньги поступают именно в муниципальные бюджеты. В 2010 году собираемость земельного налога достигла 1,8 млрд рублей, но, по словам губернатора, это только треть возможного уровня. Налога на имущество собирается в четыре-пять раз меньше, чем это можно было бы сделать. Между тем эти фискальные сборы вовсе не носят дополнительного характера. Во многих европейских странах именно они формируют основную часть местных бюджетов, так должно быть и в России. Пока же в Подпорожском районе собрано всего 510 тыс. рублей земельного налога, то есть местная власть сама себя лишила поступлений. Губернатор предложил администрациям первого уровня теснее работать с налоговыми органами для пополнения бюджетов. Председатель президиума Совета муниципальных образований, глава администрации Гатчинского района Александр Худилайнен напомнил, что основой этой работы может стать новая оценка земли в садоводствах, выполненная в этом году, и происходящая уже два года переоценка земель промышленности. В 2012 году начнется формирование реестра недвижимости, в котором будут учтены как земельные участки, так и постройки на них. Пока же поступления от земельного налога составляют всего 12,5% в доходах муниципальных образований, хотя, по словам губернатора, должно быть минимум 70%.
Столь же остра проблема сотрудничества с Фондом содействия реформированию ЖКХ, благодаря которому в последние годы велись более массовые, чем прежде, капитальный ремонт жилья и расселение аварийных домов. Фонд приостановил работу с Ленобластью и рядом других регионов, муниципалитеты которых не смогли выполнить базовые условия сотрудничества, не выполнили работу в срок, не поставили на кадастровый учет земельные участки, не достигли нормы, по которой 80% управляющих компаний ЖКХ должны быть коммерческими структурами. Эти замечания будут устранены в ближайшие месяцы, чтобы регион вновь мог получать финансирование. Больше всего претензий ко Всеволожскому, Подпорожскому и ряду других районов, сообщил губернатор. Однако с фондом до сих пор работает только треть муниципалитетов. «Нужно многое менять в отношениях органов самоуправления с поставщиками коммунальных услуг и управляющими компаниями», – признал Валерий Сердюков.
Пример таких перемен показывает город Кировск, глава администрации которого также выступил на собрании ассоциации. В Кировске пять управляющих организаций, и все они частные, не имеющие отношения к старым муниципальным жилкомхозам. Коммунальные услуги предоставляют шесть организаций, пять из которых частные; и только теплоснабжение нескольких домов обеспечивают муниципальные предприятия Кировского района. «С 2007 года мы полностью перешли на 100%-ную оплату жителями тарифов поставщиков коммунальных услуг, – сказал Алексей Кольцов. – Таким образом, в нашем поселении осуществлен практически полный переход к рыночным условиям в сфере жилищно-коммунальных услуг. С 2008 года мы два раза в год проводим публичные общегородские отчеты управляющих организаций перед жителями, на которых звучат отчеты как руководителей органов местного самоуправления, так и руководителей и собственников управляющих организаций. Данные отчеты имеют три положительные стороны. Это вовлечение населения в процесс управления, снижение социальной напряженности, улучшение реакции управляющих организаций на обращения и жалобы граждан». Еженедельно специалисты коммунального отдела и муниципального контролирующего органа Кировска проводят проверки состояния жилого фонда. Результаты проверок также еженедельно рассматриваются администрацией на совещании со всеми управляющими организациями. «Неисполнение недостатков, указанных в данных актах, в течение определенного периода является основанием для составления протокола об административном правонарушении. Также мы используем практику наказания за неисполнение актов органов местного самоуправления через УВД, что более финансово весомо для непонятливых управляющих организаций. В прошлом году была создана муниципальная диспетчерская служба в форме бюджетного учреждения. Одновременно был прекращен прием заявок напрямую управляющими организациями. В результате мы получили полную картину качества работы управляющих организаций. Это позволило нам ввести в договоры с ними пункты, согласно которым сводная отчетность ЦДС о количестве и длительности перерывов в поставке коммунальных ресурсов, продолжительности и нарушении сроков устранения замечаний, которые регламентированы правилами и нормами эксплуатаций зданий, являются основанием прекращения платы жителей без оформления специальных актов», – рассказал глава администрации Кировска.
А Валерий Сердюков предложил ввести единый тариф на коммунальные услуги по всей области, чтобы избежать резкой, иногда в разы, их дифференциации для населения. Но это – также перспектива ближайших месяцев.
рубрика:
События
автор:
Василий Когаловский