ЛАЭС-2 – гарант безопасности

В начале апреля состоялся пресс-тур на строительную площадку Ленинградской АЭС-2, где журналисты смогли получить объективную информацию как о специфике проекта в целом, в том числе о системах безопасности, так и о ходе сооружения станции. Генпроектировщиком и генподрядчиком ЛАЭС-2 является инжиниринговая компания «СПбАЭП» – предприятие госкорпорации «Росатом».

Принципиально невозможно

На фоне последних событий на японской АЭС «Фукусима-1» журналистов, естественно, интересовали вопросы: «А как у нас?», «Выдержит ли строящаяся ЛАЭС-2 возможные природные катаклизмы?».
Руководство компании-проектировщика и генподрядчика Ленинградской АЭС-2 ОАО «СПбАЭП» считает, что новая станция технически совершенна, и аварии, подобной на АЭС в Фукусиме, на этом объекте произойти не может.
Пострадавшие в Японии энергоблоки – 1-го поколения. В то время как проект АЭС-2006 для площадки ЛАЭС-2 – это проект поколения 3+.
«Если пропускать нашу станцию через призму событий на Фукусиме, можно сказать, что у нас предусмотрены новые меры по защите от запроектных аварий, которые возникли там, – отметил главный инженер по проектированию ядерных паропроизводящих установок СПбАЭП Александр Альтшуллер. – В Японии сначала было достаточно интенсивное землетрясение, но энергоблок его выдержал. Ну а потом пришло цунами, и после этого прекратилась подача электроэнергии. Так вот, в случае прекращения подачи электричества у нас предусмотрен целый ряд мер по предотвращению аварий».
Так, на ЛАЭС-2 будут целых четыре активных канала систем безопасности, дублирующих друг друга и при этом находящихся в отдельных помещениях, имеющих собственные генераторы для подачи электричества и отдельные каналы связи. Реактор при этом будет защищен двойной защитной оболочкой, ограждающей и от внешних, и от внутренних воздействий.
Александр Альтшуллер также отметил, что станция будет обладать системой пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и от парогенераторов, что исключает возможность водородного взрыва.
По его словам, такой «безопасный набор» дает право проекту ЛАЭС-2 отвечать всем современным российским и международным требованиям. Особо проектировщики гордятся ловушкой расплава, которая и вовсе пока не опробована на российских АЭС. Ловушка располагается под самим реактором, она заполняется специальным материалом, который в случае аварии позволяет исключить воздействие расплавленного топлива на бетонное основание защитной оболочки здания реактора и не дает возможность радиоактивности выйти в окружающую среду.
Ни одна из действующих станций не оснащена подобной конфигурацией систем безопасности. Таким образом, будущая ЛАЭС-2 может считаться едва ли не самой передовой в мире.

Работа по графику

«Строительные работы идут не просто по графику, но по нарастающей, – сказал Алексей Кайдалов, директор ОАО «СПбАЭП». – Началась работа над корпусом реактора. Вместо 5 тыс. куб. м бетона, уложенных в январе, в апреле собираются уложить уже 20 тыс. Количество строителей, занятых на объекте в этом году, вырастет более чем в два раза – с 2 до 5,5 тысячи человек».
В 2012 году должен начаться монтаж основного оборудования. А в конце 2014-го должны сдать 1-й из двух энергоблоков. При этом мощность каждого из них составит примерно 1200 МВт, расчетный срок службы АЭС – 50 лет, а основного оборудования – даже 60 лет.

Пока без поправок

Никаких поправок в проект строительства первого и второго энергоблоков атомной станции вносить не планируется.
Напомним, что в марте депутаты Ленобласти проголосовали за отмену запрета на использование прямых систем охлаждения турбин на прибрежных атомных станциях. Сейчас инициатива областных парламентариев отправлена в Государственную Думу. По мнению инициаторов поправок, таким образом энергетики смогут существенно удешевить строительство.
 «Мы не собираемся сейчас вносить каких-либо изменений и корректировок в связи с этим, потому что просто сама площадка не позволяет этим заниматься, – сказал Алексей Кайдалов. – Второй момент: этот вопрос еще пока не доведен до логического завершения. Будет решение, возможно, следующие проекты будут на это ориентироваться, если пройдут все согласования, учитывая все экологические составляющие и т. д.».
рубрика: Территория
автор: Ольга Фельдман
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.