Валерий Минькач: «В ближайшие 20 лет вода станет самым дорогим ресурсом»
Ленобласть уже более года работает над созданием единого областного водоканала. Как объединение муниципальных систем скажется на качестве жизни населения и чем региону поможет водный кластер – рассказал первый заместитель председателя комитета по ЖКХ и транспорту Ленобласти Валерий Минькач.
– Сейчас ведется работа над концепцией развития региональной схемы водоснабжения. Какой вы ее видите? Что должно быть обязательно учтено в этом документе?
Концепция – это еще не схема, а скорее план мероприятий. Схема должна разрабатываться уже из сформированной концепции, при этом она необязательно должна нести финансовую нагрузку. Мы хотим начать с создания рабочей группы, которая обозначит направления движения, расставит приоритеты. Одним из пунктов решений концепции станет схема регионального развития - это будет официальный документ, для формирования которого мы разработаем техзадание, заложим финансирование. Будет это три миллиона или тридцать – я пока не готов сказать. Например, нормальная рабочая схема для одного муниципального образования, по опыту, стоит в районе от 500 тыс. до 1 млн рублей.
– Какие проблемы должна решить схема?
Схема водоснабжения подразумевает не только качество воды в кране, но и качество жизни населения, связанное, как с питьевой водой, как с канализацией, так и с экологической обстановкой. Это состояние водоемов и подземных источников, поверхностных источников забора воды. Я уверен, что в ближайшие 10-15 лет стоимость воды в мире будет увеличиваться. И ее дефицит будет ощущаться все острее и из-за экологии, и из-за природных катаклизмов. Через 20 лет пресная вода станет таким же ценным ресурсом, как нефть. Стоит вопрос о том, как сохранить и эффективно использовать имеющиеся у нас водные ресурсы. А затем передать их последующим поколениям, чтобы в Ленобласти было комфортно жить не только нам, но и нашим внукам и правнукам.
– Как соотносится создание областного водоканала с этой концепцией?
Изначально единый водоканал задумывался для того, чтобы навести порядок в сфере водоснабжения и канализования на территории Ленобласти. Имущественный вопрос – это только один из камней преткновения. За тот период, пока имущество местных водоканалов находилось в собственности муниципальных образований, деньги в его содержание вкладывались бессистемно. Там, куда деньги вложили – что-то сдвинулось, где не вложили – стало еще хуже, чем было. Ресурс, оставшийся с советского периода – выработан, и состояние имущества - на грани. И нужно срочно взять это в единое управление, навести порядок и отдать под начало специалистов, которые четко знают, куда приоритетнее направить деньги. Плавно выводить область из «красного» в режим «желтого фона» экологической обстановки.
– Как идет процесс «вливания» муниципальных водоканалов в единый областной? Еще полгода назад далеко не все руководители районов и муниципальных сетей были готовы объединяться…
Если бы сейчас все сказали: «Хотим в областной водоканал» и свалились скопом в единую структуру - это было бы еще хуже, боюсь, мы бы физически не вытянули.
Проблема, возникшая первоначально – имущественный фонд. Когда мы начали разбираться, что у нас есть в муниципальных образованиях, первыми изъявивших желаний «влиться» в единый водоканал, мы столкнулись с проблемой большого объема неоформленного имущества. Мы не ожидали, что это затянется так надолго. При более детальном рассмотрении собственности муниципальных образовании, оказалось, что нужно достаточно много времени на его оформление и официальную передачу в собственность региона. На территории муниципалитетов мы находили и продолжаем находить очень много сетей –бесхозных и не оформленных. Получалось что, если извлечь из сетей водоснабжения все бесхозные – окажется, что снабжать водой поселок нельзя. Сети вставлены кусками, где-то ликвидировали аварию, где-то что-то вставили, но не оформили документацию. Итог - полностью разрозненная система. При этом есть сети, которые могут оказаться частными. И надо разобраться, как с этими сетями работать. Избежать коллапсов в дальнейшем как раз помогут изменения в областной закон «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения».
– В каком районе наиболее плачевная ситуация, а в каком – относительно благополучная?
Во всех пяти районах свои сложности, лучше всех дела обстоят у Тихвина.
– Какая кадровая политика будет применяться при объединении муниципальных водоканалов?
Я считаю, что на местах должна быть хорошая голова. На предприятиях, где руководители достойны уважения, они останутся в должности. Если на местах грамотного руководителя нет – мы его или обучим (если он обучаем), или найдем уже обученного, готового там жить и работать. Не могу сказать, что у нас стоит очередь, сам «Водоканал» еще не до конца понимает, сколько ему понадобятся таких людей. Сейчас идут собеседования с персоналом, выбираем людей, которых можно ставить на определенные ступени, как на управленческие посты, так и технические, на работу с абонентами. Они будут наделены определёнными полномочиями – финансовыми, в том числе. При этом, по формированию производственных программ, программы капремонта будет жесткая отчётность и контроль. Это будет не «влезание внутрь», а глобальное управление. Мы внедрим единую техническую политику: правильное использование материалов, применения технологий, консолидированное использование техники. Сейчас каждое маленькое предприятие вертится как может, пытаясь купить экскаватор или другую технику. Проще иметь единый парк техники с дорогим оборудованием, который будет обслуживать весь район. Техника дорогая, но работать будет с утра до вечера. Здесь вопрос рациональности, согласитесь.
– Вы работали в ГУП «Водоканал Петербург», вам есть с чем сравнивать. Сколько лет потребуется Ленобласти, чтобы «догнать» Петербург по качеству водоснабжения и водоотведения?
Петербург – огромный мегаполис, подача воды в сутки составляет от 1,5 до 2 куб. м. в сутки, процесс обеспечивают огромные станции. За счет этого себестоимость кубометра воды небольшая. В Ленобласти из-за «распыления» по территории, на реконструкцию какого-либо объекта, нам необходимо больше средств, чем Петербургскому водоканалу.
Далее, в Петербурге диметр подающих водоводов – 1200 -1400 мм, максимальный диаметр поселкового водовода Ленобласти – 400 мм. По канализации картина та же самая: ГУП «Водоканал» принимает 2 млн. кубов в сутки, у нас Гатчинские очистные, принимающие до 40 тыс. кубов, считаются огромными. Если сопоставить количество поселков и городов, взять стоимость сооружений (объектов водоподготовки, станций, КОС), которые необходимо построить, и сложить это воедино, мы получим сумму, возможно, куда более значительную, чем средства, затраченные Петербургом. Но самый важный фактор, который не позволяет поставить водоканалы Петербурга и Ленобласти на одни весы, это то, что системная работа, на всех уровнях велась аж с 1984 года. У нас же все было разрознено. Чтобы областной водоканал нормально функционировал, необходимо привлекать не только тех, кто умеет, условно, с трубами работать, но и юристов, экономистов, экологов, специалистов технического направления, имущественных отношений.
– Это будут только местные специалисты или есть идеи пригласить кого-то из Москвы?
Пока рассматриваем кандидатов только из Петербурга и Ленобласти, но если окажется, что нам кого-то не хватает – однозначно будем приглашать Москву. У нас есть Российская организация водоканалов (РАВВ), в нее входят и областные компании. Было бы грех не воспользоваться знаниями, которыми обладают ее участники. Кроме того, в 2015 году был создан водный кластер, куда вошли семь компаний, среди которых ГУП Водоканал, ОАО «ЛОКС». Это консолидация, внутри которой ее участники которой могут пользоваться накопленным опытом. Я хочу предложить господину Алиеву (Саяд Алиев – гендиректора ГУП "Водоканал ЛО") войти в состав этого кластера.