Вопрос номера
На заседании, прошедшем 29 июня, Совет Федерации РФ одобрил поправки в 214-ФЗ, ужесточающие требования к застройщикам. Насколько они отвечают интересам участников долевого строительства?
Виктория Пенькова, координатор инициативных групп обманутых дольщиков в России, помощник депутата Госдумы РФ:
– Некоторые изменения не нравились нашей рабочей группе, мы настаивали, чтобы они были изложены в иной форме. На мой взгляд, они не до конца продуманы. Но прокомментировать закон я смогу, только увидев, как он работает.
Игорь Оноков, генеральный директор девелоперской компании «Леонтьевский мыс»:
– Изменения должны быть более комплексными. Как только в проекте появляется первый дольщик, цена земли как банковского залога равна нулю. Надлежащее оформление участка может исключить часть рисков и определить ликвидность самого проекта. Ведь в процессе строительства произведенные затраты увеличивают стоимость объекта, а ее можно оценивать в текущий момент. Это будет объективным показателем того, что деньги пошли на стройку. Более того, если большая часть квартир продана, а дом построен наполовину, объект можно считать проблемным.
Андрей Тетыш, член «Клуба лидеров», председатель совета директоров АРИН:
– Идея создания компенсационного фонда для дольщиков неплоха, но она не повлечет за собой существенных изменений на строительном рынке и может в конечном счете привести к повышению стоимости жилья, по нашим оценкам, до 1,5%. Изменение, касающееся требований к уставному капиталу строительных компаний, фактически заставит девелоперов строить все на свои деньги, а подобных компаний в нашей стране не много.
Надежнее всего было бы просто обязать строителей сделать свои финансовые отчеты публичными – покупатели квартир проконтролируют все лучше любых чиновников.
Руслан Сырцов, коммерческий директор Glorax Development («Глоракс Девелопмент»):
– Положения новой редакции закона в части эскроу-счетов очень серьезно повлияют на ценообразование, так как фактически денежными средствами застройщик сможет воспользоваться только после ввода объекта в эксплуатацию. До этого момента стройка должна идти на собственные и заемные средства. Затраты на выплату процентов кредитным организациям повлияют на конечную стоимость жилья, то есть лягут на плечи покупателя.
Александр Хинштейн, депутат Госдумы:
– Во втором чтении мы совместно с Минстроем переработали этот закон, теперь он предусматривает шкалу, по которой чем больше квадратных метров возводит застройщик, тем больше средств у него должно быть в уставном капитале. Это сделано для того, чтобы деньги у граждан не собирали «живопырки» с «уставняком» 10 тыс. рублей. С рынка будут уходить недобросовестные компании, не имеющие оборотных средств, а граждане получат более эффективную защиту, чтобы у нас не было обманутых дольщиков вообще.
Алексей Белоусов, генеральный директор НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга»:
– Поправки во многом способствуют наведению порядка на рынке строительства жилья и увеличению доверия к строительному сектору. Кроме того, закон предусматривает создание при участии государства компенсационного фонда, который в перспективе заменит страхование. Дольщики будут чувствовать себя более защищенно, зная, что при возникновении проблемных ситуаций государство вмешается и выделит средства для завершения строительства. Это увеличит спрос и в целом доверие к долевому строительству.