Бизнес-класс вне границ
Появление жилья бизнес-класса за КАД возможно, но только если строить его на большом участке с разнообразной инфраструктурой, одновременно с квартирами сегментов комфорт и эконом.
К тому выводу пришли участники заседания круглого стола «Возможен ли бизнес-класс за КАД?» в минувший понедельник.
Для начала эксперты постарались разобраться, готовы ли петербуржцы переезжать за город в принципе. Оказалось, нет. «Из года в год подтверждается одна и та же тенденция: 80% жителей города покупают квартиры в своем же районе, – рассказал директор по маркетингу «Той Опинион» Алексей Кропотов. – То есть петербуржец не готов уехать куда угодно, лишь бы его устраивала цена за «квадрат». По его словам, лишь 8% жителей Северной столицы планируют приобрести квартиру в Ленобласти. Для того чтобы такой проект стал по-настоящему успешным, его создателям нужно учесть несколько обязательных правил. Во-первых, это площадь осваиваемой территории. Директор по продвижению ГК «Ленстройтрест» Дмитрий Карпушин считает, что она должна быть не меньше 100 га. Туда войдут школы, детсады, объекты торговли и досуга, прогулочные зоны. Также, по мнению застройщиков, на этой территории необходимо строить дома разных классов. Обязательно должны быть еще классы эконом и комфорт.
Далее – плотность застройки. «Говоря о бизнес-классе, не стоит рассматривать территории Мурино и Девяткино. Строительство такого жилья не предусматривает высокую плотность застройки. В «бизнесе» этот показатель составляет по 50, а то и 80 «квадратов» на человека», – объяснил заместитель генерального директора по развитию ГК «Пионер» Александр Феофанов.
Одна из самых глобальных проблем в строительстве жилья бизнес-класса за КАД – транспортная доступность. «Даже если от ЖК провести съезды до КАД, после того как водитель на него попадет, он снова упрется в пробку. Бизнес-класс покупают люди, которым нужно быть на работе каждый день», – комментирует Дмитрий Карпушин. Таким образом, перед девелоперами встает еще один важный вопрос – создание на территории застройки бизнес-центров. Александр Феофанов сообщил, что московские власти, в отличие от петербургских, при рассмотрении крупных жилых проектов уже требуют не только наличия социальных объектов, но и мест приложения труда: «В проектах нужно обосновывать, где будут работать будущие жильцы. Даже когда речь идет о ЖК высокой классности. Да, пока это вызывает улыбку, но вместе с тем Москва идет по этому пути». Находящийся недалеко от дома БЦ станет стимулом для многих руководителей компаний перевести свой офис из центра.
Продолжая перечислять основные критерии строительства жилья за КАД, руководитель проектов КОТ территорий ЗАО «Строительный трест» Анзор Берсиров сказал, что не стоит забывать и про архитектурно-техническую часть проекта. Например, нужно исключить квартиры-студии, потому как их покупатели воспринимают как временное, «транзитное» жилье. Такое отношение отразится и на общественных территориях – жильцы не будут воспринимать их «своими». «Все это создает среду, отличную от среды бизнес-класса. А люди, которые выбирают жилье бизнес-класса, хотят, чтобы девелопер вложился в правильные материалы, благоустройство, ландшафтный дизайн», – подчеркнул Анзор Берсиров.
Мнение:
Алексей Кропотов, директор по маркетингу исследовательской компании «Той Опинион»:
– Возлагать надежды на помощь государства при строительстве жилья бизнес-класса за КАД бессмысленно. Рынок сам даст толчок к появлению таких проектов.
Но инвестор может отказаться от них, так как проект не всегда выдерживает рентабельность. Если окупаемость 10-12 лет – эффективно ли его создавать? Сегодня реализация подобных крупных проектов под большим вопросом.