История под стеклом
Петровский док в Кронштадте, один из немногих сохранившихся объектов авторства Петра I – архитектора, после 10 лет простоя и медленного разрушения получит вторую жизнь в качестве музея затонувших кораблей Русского географического общества.
Совет по сохранению культурного наследия утвердил концепцию сохранения и приспособления для современного использования канала Петра Великого в Кронштадте. Его сооружения являются объектом культурного наследия федерального значения.
Канал, до последнего времени находившийся в ведении Минобороны, находится в заброшенном состоянии. Только Южный док использовался для ремонта судов Балтийского флота вплоть до 2006 года, но за последние 10 лет и он пришел в запустение. Доки поросли кустарником, со стен осыпалась большая часть облицовки.
Создание музея подводной архитектуры в Петровском доке обсуждается не один год, но обозримые черты идея получила только в этом году. Концепцию по заказу Центра подводных исследований Русского географического общества разработало ОАО «Институт Ленпроектреставрация».
Канал со всеми гидротехническими сооружениями предлагается отреставрировать и накрыть прозрачным куполом из стекла, оставив под открытым небом только южную часть – в качестве напоминания о том, как док выглядел изначально по задумке Петра I.
В остальных частях доковых камер под защитным покрытием предполагается организовать музейно-выставочный комплекс подводной археологии с научно-исследовательским и обучающим центром. В южной трети южного дока разместятся верфи исторического судостроения, где по подлинным чертежам будут строить копии исторических кораблей.
Центральную, восточную и южную части доковых камер наполнят водой и погрузят в них основную экспозицию – поднятые со дня Балтики корабли и артефакты.
«Сухую экспозицию» разместят на верхних террасах доковых камер третьего и четвертого уровней под защитным покрытием.
Северный док отводится для лаборатории по реставрации старинных кораблей, обучающего и научно-методического комплекса Центра подводной археологии. «Фишкой» музея станет возможность наблюдать за процессом реставрации судов под водой в режиме реального времени через прозрачные стены.
Максимально прозрачное покрыттие предусматривает, что доки будут видны целиком. Центральные камеры предлагается перекрыть арочными пространственными фермами, остекленными снаружи, что делает конструкцию менее заметной. Высота покрытия центральной части составит 18 м, доков – до 12 м, это ниже уровня окружающей застройки, что позволит объекту не сильно выделяться из окружающего ландшафта.
Член Совета по сохранению культурного наследия, член президиума совета СПб ГО ВООПИК Маргарита Штиглиц назвала концепцию «смелой», отметив, что цель – создать укрывной ангар, «не претендующий на роль самостоятельного архитектурного сооружения», – достигнута. Но, по ее мнению, было бы более интересно увеличить открытую зону, где идет судостроение реплик исторических судов.
Представитель заказчика – исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин – не торопится называть объем предполагаемых инвестиций в реконструкцию Петровского дока. По его словам, в период археологического и технологического обследований могут быть выявлены дефекты, которые потребуют дополнительных ресурсов. Но имея на руках утвержденную концепцию, можно начинать активнее привлекать средства в проект.
Совет, несмотря на отсутствие кворума, единогласно утвердил предложенную концепцию. Предполагается, что реализация проекта начнется в 2017 году и займет до пяти лет.