Строительные узлы
Власти Петербурга и Ленобласти объединили усилия для строительства транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Девяткино». Эксперты уверены: взаимодействие двух субъектов – залог реализации таких проектов.
В июне губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в реализации транспортных проектов. Речь идет о строительстве транспортных обходов Красного Села, пос. Мурино и Новое Девяткино, а также ТПУ «Девяткино». Проекты будут реализовываться по схеме ГЧП.
Сейчас в Петербурге запланировано строительство 17 ТПУ, из них 11 «первоочередных». К ним отнесены «Сенная площадь», «Пулково», «Балтийская», «Купчино», «Южная», «Рыбацкое», «Площадь Ленина», «Удельная», «Парнас», «Балтийская жемчужина» и «Путиловская». Еще шесть будут расположены на границе Петербурга и Ленобласти. Это «Парнас», «Купчино», «Шушары», «Девяткино», «Юго-Восточная» (Кудрово), «Рыбацкое».
Как объяснили в Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, строительство ТПУ реализуется в рамках общей программы «Развитие транспортной системы Петербурга и Ленобласти до 2020 года», куда входит соответствующая подпрограмма. За это время планируется построить шесть ТПУ. Для этого понадобится 49,3 млрд рублей, почти 90% из них – внебюджетные источники. Самый дорогой проект – ТПУ «Девяткино», который оценивается почти в 36 млрд рублей. Проекты строительства ТПУ находятся на разных стадиях реализации. По информации КРТИ Петербурга, они завершены для «Удельной», «Балтийской жемчужины» и «Путиловской». Работы выполнял московский «Метрогипротранс».
«В Ленобласти в проработках ТПУ в Кудрово. В наибольшей степени готовности ТПУ «Девяткино» – выполнены предпроектные работы. Теперь нужны инвесторы, финансовая модель проекта», – объяснил председатель Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленобласти Константин Полнов. Кто займется строительством «Девяткино», пока не ясно – в апреле областные власти встретились с потенциальным инвестором – китайской компании FEPI. ТПУ включит в себя междугородний и международный автобусный вокзал, железнодорожную станцию, станцию метрополитена, стоянки автомобилей, объекты культурно-бытового обслуживания и торговли.
С чего начать
По мнению начальника отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент» Светланы Денисовой, ситуация с транспортной доступностью удаленных городских кварталов такова, что строительство ТПУ назрело давно: «Планы по транспортному развитию откладываются годами. В частности, в Красносельском районе, где наша компания построила первую очередь ЖК «Огни залива», сроки строительства метро многократно переносятся», – делится эксперт.
Похожей точки зрения придерживается и президент совета Ассоциации «СРО «Проектировщики Северо-Запада» Денис Давыдов: «Это как в свое время было принято решение о строительстве КАД. Если бы тогда власти, сославшись на бюджетные сложности, не профинансировали или отказались строить вообще – город бы сейчас стоял». Главное сейчас, по мнению спикера, определиться с приоритетными направлениями. Они должны разгружать наиболее нуждающиеся в этом районы города и не должны дублировать друг друга. Например, если строить ТПУ «Южная», который сейчас нужнее всего, ТПУ «Купчино» можно отложить. К первоочередным эксперт относит ТПУ «Девяткино» и «Балтийскую жемчужину».
По поводу строительства «Южной» эксперты единодушны. «Это крупнейшие ворота в южном направлении, колоссальный транспортный поток, в том числе грузовой, здесь логистические терминалы, в последнее десятилетие построен и заселен целый город. Безусловно, потребуется время, проекты будут многократно изменяться, их сроки сдвигаться, что стало настолько привычным, даже неудобно говорить на эту тему», – поддерживает Светлана Денисова.
Строительные тонкости
Начнется строительство ТПУ с территориального планирования. Разрабатывая ППТ с межеванием под линейные и капитальные объекты, необходимо будет все согласовывать с территориальными документами субъектов, а в случае с Ленобластью еще и с муниципалитетами, отмечает господин Давыдов.
Главное в реализации таких проектов – избегать заведомо трудных решений, уверен генеральный директор ГК «Геореконструкция» Алексей Шашкин: «Сложности нужно устранять рациональным размещением объектов. Проектируя ТПУ, надо точно просчитать пересечение транспортных потоков».
По мнению генерального директора «Терра Инкогнита» Сергея Федорова, в ТПУ необходимо учитывать места для парковки общественного транспорта, поскольку это является большой проблемой у конечных станций метро.
Главный инженер проектов ООО «Институт «Ленгипрогор» Мария Аргутина обращает внимание на вопрос дезинфекции и мусороудаления. «Для мест с массовым пребыванием людей тема поддержания их в образцовом порядке очень актуальна», – уверена Мария Аргутина. Необходимо правильно разместить коммерческие помещения – для этого проектировщик выполняет комплексную оценку территории. «Иногда заказчики просто построят коробку, а потом возникают парадоксальные ситуации: в одном комплексе находятся 2-3 продуктовых магазина с одинаковым ассортиментом», – отметила Мария Аргутина.
Отдельный, глобальный пласт работ – геология. «Если для ТПУ планируется, например, строительство подземных переходов к остановкам общественного транспорта, то подземные работы могут вызвать определенные сложности. Всем известная особенность местных грунтов – их неоднородность, низкая несущая способность, обводненность, сложная гидрогеология», – перечиляет Светлана Денисова.
Главная проблема
Основная причина, по которой строительство ТПУ может затянуться на долгие годы, – организационная. Это проблемы с согласованием и взаимодействием между субъектами, различными ведомствами и собственниками. Денис Давыдов уверен, что сейчас инвестор, который изъявит желание построить ТПУ, не поймет, с кем конкретно ему нужно работать: «Здесь важно осуществить координацию между городом и областью. Нет системного анализа текущего состояния, координации развития транспортных автомобильных и пассажирских потоков. Есть Дирекция по развитию транспортной системы – уполномоченный орган. Нужно, чтобы власти делегировали туда больше полномочий. А сейчас получается семь нянек – дитя без глазу. Когда ответственность размыта, конструктив вытащить тяжело».
Далее, продолжает господин Давыдов, начнется работа по созданию схемы ГЧП, разработки финансовой модели, проведению конкурсных процедур. «Я как технический человек, занимающийся грунтами и конструкциями, понимаю, в чем заключаются объективные сложности. А здесь много времени отнимут юридические: где чей участок, с каждым согласовать. Все по Жванецкому: «Битва за урожай, а бьемся с комбайном», – сетует господин Шашнин.
Опытные образцы
Сейчас, по мнению Алексея Шашнина, в Петербурге нет ни одного ТПУ в должном смысле данного понятия. Хотя почти 20 лет назад в городе хотели реализовать такую идею. РАО «ВСМ» в 1997 году планировала строить высокоскоростную магистраль. В проект был включен вокзальный комплекс на площади Восстания. В итоге получилась только яма в 5 га, которая «радовала» горожан 10 лет. «То, что этот проект не реализовали, – градостроительное преступление. Воруют, что тут скажешь», – констатировал господин Шашнин.
Из успешно реализованных ТПУ в России эксперты выделили реорганизацию аэропорта Внуково, а также организацию железнодорожного движения с Шереметьево. Среди неудачных примеров Мария Аргутина привела в пример реконструируемый сейчас аэропорт в Симферополе. Там есть проблемы с парковками, недостатком коммерческих площадей.
В целом же при оптимистичном раскладе на реализацию одного ТПУ в Петербурге уйдет не меньше пяти лет, считает Денис Давыдов. Так, на проведение конкурсных процедур понадобится год, на разработку схем финансирования, проведение инженерно-изыскательских работ, прохождение федеральной экспертизы – еще два. Само строительство займет два года.
Мнение:
Сергей Алпатов, генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков:
– К сожалению, сегодня заказ на строительство транспортно-пересадочных комплексов в Петербурге отсутствует, однако в городе работают проектные и строительные организации, способные решать сложнейшие технические задачи и реализовывать масштабные проекты, объединяющие метрополитен, автомобильный и железнодорожный транспорт в единую систему. Кроме того, учитывая особенности городского ландшафта, в проекты ТПУ можно включать водный транспорт. Хочу подчеркнуть, что вне системы долгосрочного градостроительного планирования реализация подобных проектов невозможна. Все элементы транспортной системы должны быть тесно увязаны между собой.