Слабая активность съедает вакансию

За первое полугодие 2016 года на петербургском рынке ретейла не открылось ни одного нового объекта, таким образом, объем качественных торговых площадей в торговых центрах остался на уровне 2,69 млн кв. м.


Все надежды у профессионального сообщества связаны со вторым полугодием: до конца года ожидается открытие двух объектов – суперрегионального ТРЦ «Охта Молл» компании SRV Group (78 тыс. кв. м) и второй очереди районного ТЦ «Порт Находка» компании FORTGROUP (10,9 тыс. кв. м).
Юрий Неманежин, управляющий парт­нер Gravion Group, отмечает: «В настоящее время мы не видим предпосылок для начала строительства новых крупных торговых комплексов, так как из-за кризисных явлений многие ТРК, которые вводятся в эксплуатацию, испытывают недостаток в арендаторах, часть площадей простаивает, а владельцы уже открывшихся ТРК вынуждены снижать арендные ставки».
Впрочем, судя по всему, простой не продлится долго. Уже сейчас эксперты отмечают некоторые позитивные сдвиги. Вероника Лежнева, директор департамента исследований компании Colliers International Россия, говорит, что поскольку планы по девелопменту по-прежнему остаются ограниченными, ретейлеры проявляют повышенный спрос на помещения в существующих торговых центрах. Наиболее успешные из них, такие как «Галерея», «Лето», «МЕГА Дыбенко», «Невский центр», «Европолис» и ряд других проектов, остаются для развиваю­щихся операторов «точками входа» на рынок. В таких торговых комплексах уже сегодня существуют листы ожидания, в то время как некоторые по-прежнему испытывают сложности с заполнением пустую­щих помещений и формируют определенный уровень «постоянной» вакансии на рынке. «Однако постепенно число свободных помещений в торговых центрах сокращается – по итогам первого полугодия 2016 года на рынке наблюдалось небольшое снижение среднего уровня вакансии до 8% против 8,5% в конце прош­лого года», – приводит данные госпожа Лежнева.
Хотя Антон Банин, ведущий аналитик ГК «Доверие», с такой оценкой не согласен. Он полагает, что среди ключевых тенденций первого полугодия можно отметить продолжающийся рост вакантных площадей. Значительная доля освободившегося метража, по его словам, приходится на помещения, ранее занимаемые сетевыми операторами (чаще в сегментах одежды и детских товаров), которые на сегодняшний день испытывают финансовые затруднения и вынуждены сокращать количество торговых точек. Хотя господин Банин и подтверждает слова коллеги о том, что «исход» арендаторов наблюдается в наименее эффективных торговых центрах с низкой посещаемостью. «Операторы предпочитают «кучковаться» в наиболее успешных локациях, делая ставку не на количество торговых точек, а на их качество», – объясняет он.
Сдержанный спрос со стороны арендаторов также определил и ценовое поведение арендодателей – ставки остались на уровне прошлого года. Также многие участники рынка перешли на номинирование аренды в рублях, что позволило стабилизировать ситуацию и сохранить значительную долю операторов на занимаемых площадях.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, добавляет, что на конец II квартала 2016 года максимальные арендные ставки для торговой галереи составляли около 70 тыс. рублей за 1 кв. м в год (не включая эксплуатационные расходы и НДС). Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами и инвестициями (Asset Management) NAI Becar, уточняет: «Арендные ставки остались на уровне I квартала 2016 года и составляют 300-1100 рублей/кв. м/месяц для торговой галереи и 500-5000 рублей/кв. м/месяц для якорных арендаторов».

рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Денис Кожин
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.