Стандарт поможет

Создание Службы единого технического заказчика на базе ФАУ «РосКапСтрой» находится на начальном этапе. В свете ведущейся работы вновь стали актуальны вопросы оценки надежности подрядчиков и стандартизация инструментов оценки участников закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.


Стандартизацией в сфере оценки нематериальных активов предприятий занимается Технический комитет по стандартизации 066 (Росстандарт) «Оценка опыта и деловой репутации предприятий». Этой весной представители Минстроя заявили об интересе ведомства к его разработкам. О том, что именно заинтересовало ФАУ «РосКапСтрой» в сфере оценки опыта и деловой репутации, рассказал нашему изданию заместитель председателя ТК 066, член Экспертного совета при ФАС России по гособоронзаказу, доктор экономических наук Евгений Лубашев.

– Евгений Александрович, с чем связано повышенное внимание к разработкам ТК 066?
– 17 мая 2016 года на заседании Государственного совета по развитию строи­тельной отрасли Президент РФ Владимир Путин обратил внимание на необходимость сокращения финансовых потерь в ходе бюджетного строительства. Наряду с единым государственным подходом к вопросам ценообразования и к вопросам создания современного комплекса нормативных документов в области технического регулирования президент подчеркнул необходимость системного подхода к решению вопросов экономии бюджетных средств, улучшения делового климата, развития конкуренции и сокращения коррупционных издержек.
Необходимость экономии бюджета без потери качества строящихся объектов при отсутствии стандартных требований к поставщикам ставит заказчика в рискованную ситуацию. Вопрос прямой экономии решается за счет снижения цены в ходе торгов, но управление качеством закупок без применения соответствующих утвержденных стандартов вряд ли возможно.
Государственным заказчикам знакома ситуация срыва условий исполнения конт­рактных обязательств со стороны поставщиков. В качестве превентивной меры защиты от недобросовестных или неквалифицированных участников рынка законодатель дал заказчику набор нестоимостных критериев оценки заявок участников закупки. До последнего времени сложность применения данных критериев обуславливалась позицией антимонопольного ведомства, которое требует доказательств объективности, предсказуемости и прозрачности их применения заказчиком.
Эту позицию разделяет и ТК 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий». Предварительная оценка нематериальных активов предприятия, в совокупности составляющих квалификацию, «опыт и деловую репутацию», является первым шагом к снижению рисков при выборе поставщика. Амбициозной задачей, которую ставили перед собой члены ТК 066 три года назад, была разработка методики и формирование научно обоснованного подхода к оценке опыта и деловой репутации. Результатами проведенной работы стали формализованная методика получения числового значения оценки опыта и деловой репутации и закрепление в национальном стандарте процессуальных моментов получения такой оценки.
Подчеркну, что первыми национальными стандартами оценки опыта и деловой репутации стали стандарты оценки строительных организаций и организаций, выполняющих архитектурное проектирование, так как в этой сфере вопросы определения добросовестных поставщиков стоят наиболее остро.

– Таким образом, эту проблематику Технический комитет изучает уже давно?
– Японские управляющие говорят: «медленными шагами – быстро к цели». Технический комитет по стандартизации 066 развивает национальную систему стандартов, регламентирующих оценку опыта и деловой репутации предприя­тий, с 2013 года. Чтобы заложить надежный фундамент системы, недостаточно разработать методику оценки опыта и деловой репутации, нужны еще два момента. Важно апробировать разработанную методику на практике и обеспечить разрабатываемым стандартам леги­тимность.
Первым «детищем» ТК 066 стал ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций», утвержденный и введенный в действие с 1 сентября 2014 года. В методической основе оценки опыта и деловой репутации строительных предприятий, закрепленной в ГОСТ Р 56002-2014, обобщен российский и зарубежный опыт оценки субъектов рынка. Анализ работы предприятия на основе аудита финансовых показателей, кадрового потенциала, судебной практики, качества принимаемых управленческих решений – сама по себе идея не новая. Вместе с тем методики оценки нематериальных активов предприятия на основе комплексного аудита и истории отношений с контрагентами в мировой практике нет. Кстати, зарубежные коллеги в этом направлении сейчас тоже работают.
После официального утверждения и публикации ГОСТ Р 56002-2014 в ходе встречи делегации Росстандарта и Немецкого института по стандартизации DIN немецкие коллеги проявили интерес к официальному рецензированию нашего стандарта. Комитет DIN «Услуги» провел исследование и выдал положительную рецензию. Германские коллеги рекомендовали нам поделиться наработками с ТК ИСО 289 «Оценка бренда». Рабочая группа экспертов, изучающая в ИСО вопросы оценки нематериальных активов компаний, недавно преобразована в технический комитет. Представителей ТК 066 пригласили в состав ТК ИСО 289 «Оценка бренда» для работы над соответствующим международным стандартом.
В России ГОСТ Р 56002-201 получил положительные отзывы депутатов Госдумы РФ, профессионального сообщества, участников рынка, прошел научную экспертизу в НИУ МГСУ. Но даже после этого мы не спешили. Только отработав первый ГОСТ на практике – через проведение оценки репрезентативного количества участников рынка и после десятков конкурсов на оказание государственных и муниипальных торгов с использованием оценки опыта и деловой репутации по национальному стандарту – мы сделали следующий шаг и заявили о готовности мультиплицировать полученный опыт.

– То есть намеченный путь был полностью пройден?
– Да. За первый год действия стандарта ГОСТ Р 56002-2014 оценку соответствия прошли свыше 100 предприятий из 14 субъектов Российской Федерации. Все участники удовлетворены качеством проведенной оценки и полученным результатом. В пяти субъектах службы государственного заказчика включали наличие показателя опыта и деловой репутации в соответствии с данным ГОСТ Р в конкурсную документацию. Насколько мы знаем, организации, получившие показатели опыта и деловой репутации уровня «Лидер рынка», справляются с исполнением полученных контрактов.
Этот практический момент и вызвал живой интерес со стороны руководства Минстроя. Подписание соглашения между ТК и «РосКапСтой» в стадии подготовки. Обсуждаем конкретное содержание.

– Успешное применение нестоимостных критериев на практике зависит от позиции федерального ведомства, отвечающего за конкуренцию.
– Базовые требования Федеральной антимонопольной службы известны: открытость, общедоступность и объективность используемых критериев оценки. Исчислимость и достоверность показателей опыта и деловой репутации организаций, полученных в рамках Национальной системы стандартов оценки опыта и деловой репутации, обеспечивает их соответствие данным требованиям. Об этом свидетельствует ряд положительных заключений комиссий ФАС и решение арбитражного суда, подтверждающее право заказчика устанавливать в конкурсной документации показатель «деловая репутация участника закупки» в соответствии с ГОСТ.
Во время процедуры оценки на ГОСТ Р 56002-2014 проходит комплексный аудит деятельности предприятия с обязательным выездом на место осуществления деятельности. В результате такого комплексного аудита формируется личное дело предприятия и на его основе рассчитывается и присваивается соответствующий индекс деловой репутации, точность расчета которого легко проверяется.

– Какие коррективы внесены в стандарт после «полевых испытаний»?
– Уточнены и конкретизированы показатели «сегмента рынка», в котором работают предприятия среднего и малого бизнеса. Кроме того, мы убедились в необходимости обязательного проведения маркетинговых исследований в той сфере детальности, где работают предприятия, подлежащие оценке.
Требования, принципы и положения, возникшие в результате опытов применения в практике госзаказа, учтены разработчиками и вошли в основополагающий стандарт ГОСТ Р 66.0.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы».
Возвращаясь к началу, напомню, что государственный и муниципальный заказчик в своей работе сталкивается с множеством негативных явлений, таких как недостоверные данные (при невозможности их проверки), отсутствие намерения выполнять выигранный контракт, жалобы проигравших участников и т. д. Проведение комплексного аудита предприятия группой экспертов по месту нахождения предприятия – а именно так должна выглядеть процедура оценки опыта и деловой репутации в соответствии с национальным стандартом – минимизирует риски таких явлений.

– Опыт оценки предприятий строительной отрасли может быть распространен на другие сферы?
– Разработаны и введены в действие приказами Росстандарта национальные стандарты проведения оценки опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, осуществляющих инженерные изыскания, лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, производителей пожарно-технической продукции. На 2016 год запланированы работы по еще восьми направлениям, уже формируются планы на 2017 год.

рубрика: Перспективы
автор: Сергей Нехаев
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.