Влияние масштаба
Крупные девелоперские и инфраструктурные проекты, которые будут реализованы в Петербурге в ближайшие 2-3 года, значительно повлияют на формирование полицентричной модели города.
Дарья Литвинова, главный редактор газеты «Строительный Еженедельник»
Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg
Игорь Оноков, генеральный директор ООО «Леонтьевский мыс»
Петр Буслов, руководитель аналитического центра компании «Главстрой-СПб»
Рубен Тертерян, директор Центра транспортного планирования
Олег Барков, генеральный директор Hansa SPb Development
Вениамин Фабрицкий, генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская Фабрицкого В.Б.»
Антон Финогенов, генеральный директор института территориального планирования «Урбаника»
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg
Ольга Морозова, генеральный директор ООО «Градостроительные решения»
К такому выводу пришли участники заседания круглого стола «Влияние фундаментальных проектов на развитие примыкающих территорий и Петербурга в целом», которое состоялось 28 июля текущего года в Зале инвестиционных проектов. Организаторами мероприятия стали газета «Строительный Еженедельник» и компания Knight Frank St Petersburg. Деловым партнером заседания выступила компания «ЭЛМАКО».
В ближайшие годы в Петербурге будет реализовано сразу несколько крупных проектов. В августе 2016 года планируется открыть Новую Голландию, в ноябре – центральный участок Западного скоростного диаметра. В 2017 году согласно планам Смольного состоится матч-открытие одного из самых дорогих в мире спортивных объектов – стадиона на Крестовском острове, а в 2018 году будет введен в эксплуатацию многофункциональный комплекс «Лахта-центр», который станет самым высоким зданием в Европе. Однако готов ли Петербург к таким рекордам?
Новый треугольник
Специалисты компании Knight Frank St Petersburg специально для заседания круглого стола подготовили презентацию, в которой проанализировали влияние крупных девелоперских и инфраструктурных проектов на развитие города (см. рис.). Как рассказал Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, «вслед за ЗСД в северо-западную часть города тянутся и новые станции Невско-Василеостровской и Правобережной линий метрополитена. В зоне влияния этих проектов находятся активные точки роста для жилой, деловой и общественно-социальной недвижимости. Так, на Петровском острове создается новая локация для жилья класса элит, жилье массового спроса появится на территории намыва. Толчок к развитию деловой недвижимости в Приморском районе даст «Лахта-центр». С другой стороны, нельзя не сказать и о потенциальных сложностях. Стадион на Крестовском острове ставит под вопрос комфортность проживания в сложившейся неподалеку элитной застройке. Если логистика футбольных фанатов не будет тщательно продумана, спрос на недвижимость высокого класса в Петроградском районе может сместиться, например, в сторону Петровского острова, где сейчас появляются новые качественные объекты с исключительными видовыми характеристиками, например элитный комплекс Royal Park».
По мнению экспертов, Петербург сегодня приблизился к полицентричной модели своего развития. «Постепенно формируются зоны крупных объектов городского значения вне центра Петербурга, образуя своеобразный треугольник. На юге это территория, прилегающая к аэропорту Пулково, и формирующиеся деловые кварталы Московского пр. На востоке – территория у Ладожского вокзала и Ледовый дворец как крупный спортивно-концертный комплекс. Проект «Лахта-центра» на севере города заложит новый уровень качества для деловой недвижимости города. «Этот проект на долгое время может остаться единственным в своем роде, поскольку сегодня экономика не позволяет делать настолько высококлассные проекты, ориентируясь только на рынок аренды. Такие проекты компании могут создавать только для себя», – отметил Игорь Кокорев.
«Таким образом, в городе складывается основа для полицентричности, формирования центров активности вне исторического центра, – резюмировал господин Кокорев. – С вводом крупнейших проектов дорожного строительства – ЗСД, продолжения наб. Макарова и моста через остров Серный – эта основа будет подкреплена и транспортным каркасом».
Мечты о Новой Голландии
Планы по реконструкции Новой Голландии под общественное пространство существовали еще в советское время. Но активные шаги в этом направлении стали предприниматься в 2004 году, когда власти города объявили первый тендер на реновацию ансамбля. За это время успело смениться несколько проектов, в одном из них участвовало архитектурное бюро сэра Нормана Фостера. В 2010 году тендер на реорганизацию пространства Новой Голландии для создания здесь культурного комплекса выиграло ООО «Новая Голландия девелопмент», входящее в группу компаний Millhouse LLC Романа Абрамовича. В реализации проекта также участвует голландская компания WEST 8, которая является лидером ландшафтного дизайна, что и определило приоритеты последней концепции реновации, акцент в которой сделан на создании зеленой зоны, а не на перестройке зданий под коммерческие цели.
По мнению архитектора Вениамина Фабрицкого, который еще 40 лет назад предложил создать на территории Новой Голландии общественное пространство, лучшим вариантом реконструкции должна быть полная реализация не осуществленного в XVIII веке проекта зодчего Саввы Чевакинского. Тот предполагал строительство по периметру острова единого комплекса складов корабельного леса. «Сейчас создается просто зеленая зона, дальше этой идеи авторы последней концепции, к сожалению, не идут», – сетует Вениамин Фабрицкий.
Генеральный директор компании Knight Frank St Petersburg Николай Пашков считает, что Новая Голландия – пример хорошего компромисса: «Это место со сложными условиями согласования, поэтому застройщики Новой Голландии пока отказались от строительства на острове. Это тот случай, когда сначала раскручивается место с перспективой застройки в будущем – по европейской модели».
«Новая Голландия – уникальная территория по своей локации и истории. Прекрасно, что проект в руках инвестора, понимающего ценность находящегося на территории открытого пространства и имеющего возможность отказаться от дополнительных метров возводимых улучшений с целью сохранения зеленой зоны. У проекта есть все шансы стать центом притяжения жителей и туристов нашего города. Но важно уже сейчас предусмотреть развитие проекта платных парковок на прилегающих к объекту улицах», – отметила Ольга Морозова, генеральный директор ООО «Градостроительные решения».
Между севером и югом
К ноябрю 2016 года власти Петербурга обещают открыть центральный участок ЗСД, тем самым завершив один из самых масштабных инфраструктурных проектов города последнего времени, который фактически соединит север и юг города.
Генеральный директор института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов полагает, что благодаря вводу в полную мощность ЗСД город станет компактнее, спальные районы – ближе, часть транзитных потоков из исторического центра города уйдет на диаметр. «Это фундаментальное событие, сопоставимое со строительством КАД. ЗСД станет визитной карточкой Петербурга ХХI века, которой городу так не хватало, – подчеркнул эксперт. – Но если город не предпримет шагов по выстраиванию системы платных парковок, развитию общественного транспорта, через год-полтора в центр поедут те, кто сейчас боится пробок. Здесь важно найти баланс между открытием новых возможностей и введением ограничений для частного автотранспорта».
Игорь Оноков, генеральный директор девелоперской компании «Леонтьевский мыс», отмечает: «Сейчас люди ожидают ввода ЗСД, который должен уменьшить транзитные транспортные нагрузки на город. Он перенаправит потоки автомобилистов, следующих в аэропорт, Курортный район, на Карельский перешеек и Васильевский остров. Однако большее влияние ЗСД окажет на Петроградскую сторону. После открытия магистрали выехать за город с Леонтьевского мыса, Крестовского и Петровского островов станет легче и быстрее. Пока же транспортная обстановка оставляет желать лучшего, особенно после закрытия на ремонт Тучкова моста. Было бы логичнее отложить ремонтные работы до ввода ЗСД, не перегружая Петроградский район. Впрочем, строительства одного лишь ЗСД недостаточно, чтобы решить даже часть городских транспортных проблем. Необходимо построить еще ряд магистралей по принципу хорды, которые могли бы обеспечить быстрый доступ к центру города. Однако в некоторых случаях это невозможно из-за действия моратория на снос исторических зданий, которые таковыми не являются».
Уйти от монофункции
Эксперты обратили внимание на монофункциональность будущего стадиона на Крестовском. «Это исключительно футбольный стадион, – подчеркнул генеральный директор Hansa SPb Development Олег Барков. – Все советские стадионы оснащали дорожками для легкой атлетики. Однако трибуны стадиона на Крестовском вплотную подходят к полю, что не дает возможности проведения на этой площадке легкоатлетических соревнований. Хотя стадион мог бы стать центром легкой атлетики мирового уровня».
В качестве примера успешного многофункционального спортивного объекта Олег Барков привел Ледовый дворец, который используется и как каток, и как концертная площадка. По мнению эксперта, дополнительные функции объекта позволят снизить издержки на его эксплуатацию.
С идеей сделать стадион на Крестовском острове многофункциональным согласились не все участники заседания круглого стола. Так, Антон Финогенов отметил, что стадион на Крестовском вместит 69 тыс. зрителей, а концерты, рассчитанные на такую аудиторию, в Петербурге проходят не чаще 2-3 раз в год. Что касается проведения легкоатлетических соревнований, то, по словам эксперта, сейчас порой нечем загрузить даже существующие площадки, такие как стадион «Петровский».
Под сенью «Лахта-центра»
Проблему монофункциональности, по мнению экспертов, придется решать и «Лахта-центру». По словам Антона Финогенова, сейчас в Петербурге наблюдается дефицит современных общественных и особенно музейных пространств, так что технологический музей, планетарий и детский образовательный центр, если их разместить в «Лахта-центре», безусловно, будут востребованы: «Для успеха проекта у горожан необходимо обеспечить заявленную событийность, проведение общественных мероприятий нового уровня, а для этого надо привлечь грамотных консультантов и опытную управляющую компанию. А с появлением станции метро «Беговая», которая будет располагаться в 1,5 км от «Лахта-центра», вопрос его пешеходной доступности будет решен».
«Мы получаем штаб-квартиру компании мирового уровня, – согласен с коллегой Олег Барков. – Это само по себе грандиозное событие, впрочем, не умаляет необходимости для организаторов проявить максимум фантазии по организации общественных пространств. Идея музея научных и технологических достижений нашей страны может стать очень уместной для такого инновационного объекта, как «Лахта-центр».
Петр Буслов, руководитель аналитического центра ООО «Главстрой-СПб» (застройщика жилого комплекса «Юнтолово»), считает, что «Лахта-центр» создаст эффект синергии, благодаря которому интерес людей к проектам, расположенным рядом, возрастет. «Если насытить проект «Лахта-центра» множеством функций, он станет магнитом для жителей ближайших районов и импульсом качественного развития сопредельных территорий. И в конечном итоге будет способствовать увеличению спроса на новые жилые проекты рядом с ним».
Что делает город для улучшения транспортной доступности «Лахта-центра», рассказал директор Центра транспортного планирования Рубен Тертерян. По его словам, транспортную доступность петербургского небоскреба обеспечит строительство двух развязок: одна соединит Южную ул. с Приморским шоссе, другая – Приморское шоссе с собственно «Лахта-центром». Созданию благоприятной транспортной ситуации будет способствовать и капитальный ремонт трамвайных путей на ул. Савушкина, который обеспечит сообщение между станциями метро «Старая Деревня» и «Беговая», а также проект новой железнодорожной платформы в Лахте, который сейчас рассматривает руководство РЖД.
Мнение:
Ирина Бабюк, председатель Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга:
– В результате реновации ранее закрытый для горожан остров Новая Голландия преобразуется в центр культурной и досуговой жизни города, станет единым пространством для творческого развития и комфортного отдыха горожан. Современный подход инвестора – ООО «Новая Голландия Девелопмент» – к реконструкции этой территории и адаптации к существующим потребностям жителей города вдохнет в это место новую жизнь.
Когда в 2011 году остров был впервые открыт для гостей, за девять месяцев его посетили более 700 тыс. человек. Это дало возможность узнать предпочтения гостей и откорректировать план по реконструкции, уделив особое значение организации городского парка с современной и удобной инфраструктурой, где каждый может найти себе занятие. Также благодаря разделению реставрации на этапы Новая Голландия будет открыта для гостей круглый год, и одновременно с этим на острове продолжатся работы по реновации отдельных зданий и мостов до 2025 года.
После открытия острова 27-28 августа на его территории планируется разместить не только коммерческие проекты, но и культурные и образовательные центры, научные лаборатории, а также выставочные пространства, к созданию которых будут привлечены молодые специалисты.