В сухом остатке
Рынок производителей строительных сухих смесей замер в ожидании. Дальнейшее развитие сегмента зависит исключительно от других отраслей и общей экономической ситуации в стране.
Рынок строительных сухих смесей без преувеличения можно назвать образцом политики импортозамещения, хотя доля ввозимой через таможню продукции всегда была незначительной. «В 2011-2014 годах она составляла около 5-6%. С конца 2014 года крупнейший импортер смесей – компания «Сен-Гобен» – практически полностью локализовал производство своей продукции, сведя импорт из Финляндии к минимуму. В 2015 году доля ввозимых в страну смесей составляла около 2% и больше не увеличивалась. Для статистики это не представляет никакой разницы, так как это уровень погрешности оценки рынка», – говорит исполнительный директор компании «Строительная информация» Наталья Скороходова.
Опрошенные «Строительным Еженедельником» эксперты в силу разных причин затруднились дать денежную оценку рынка строительных смесей. Хотя в компании «Шпатлер» оценивают объемы в 2,5 млрд рублей.
Говорить о затоваривании или дефиците продукции не приходится. «Рынок достаточно насыщенный – более 200 производителей, но «на склад» никто не работает. Речь может идти об увеличении или снижении потребления, обусловленном внешними факторами. Как пример – рост доли жилья, сдаваемого с отделкой, или увеличение сдачи современного панельного жилья, не требующего серьезной отделки и, как следствие, сокращение потребления штукатурок и ровнителей», – уточняет Наталья Скороходова. Это касается и ряда других товаров.
Впрочем, на рынке реализуются различные стратегии продаж. Как правило, чем меньше закупаемая партия товара, тем выше вероятность немедленной оплаты. «У каждой компании своя модель продвижения товара на рынок. Все зависит от стратегических целей компании», – добавляет управляющий НП «Союз производителей сухих строительных смесей» Роман Борисов. Однако руководитель отдела маркетинга и развития компании «Шпатлер» Елена Кузнецова считает, что в большинстве случаев это стратегия рассрочки. Производителям сухих строительных смесей сложившаяся ситуация мало нравится, и они хотели бы изменить тенденцию. «Сырье приобретается за предоплату, и производитель вынужден внимательно отслеживать дебиторскую задолженность и перераспределять свои денежные потоки с целью найти деньги на оплату нового сырья», – говорит эксперт. Впрочем, Наталья Скороходова уверяет, что подавляющая часть сухих смесей продается через дилерские сети по схеме «оплатил – увез». Эксперт допускает, что строительные компании, оперирующие крупными заказами, могут получить от продавцов рассрочку. Однако вряд ли это большая доля, добавляет эксперт.
Тенденции, преобладающие на рынке, экспертам видятся по-разному. К примеру, Роман Борисов считает, что по сравнению с прошлым годом денег на рынке стало больше. Однако госпожа Кузнецова полагает, что потребление сухих строительных смесей сократилось пропорционально сокращению строительного рынка. «Мы оцениваем падение на 30%», – подсчитала она.
Видение ситуации господина Борисова отличается от других экспертов. По его словам, в первом полугодии рынок вырос на 6% в денежном выражении. Эксперт называет две причины. Во-первых, строители стараются удерживать темпы строительства, что сохраняет спрос на продукцию. Во-вторых, поддержку оказывает развитие внутреннего туризма: отказ россиян от посещения зарубежных курортов привел к тому, что туристические центры и отели получили возможность расходовать вырученные средства на ремонт.
Уточним, что по данным Минстроя по итогам 2014 года в России было возведено 84 млн кв. м жилья, в 2015 – свыше 85 млн кв. м. Прогноз министерства на 2016 год – 76,2 млн кв. м. Добавим, что по итогам первого полугодия 2016 года в Ростуризме отмечают ярко выраженную позитивную динамику исполнения федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» по сравнению с прошлыми годами. В частности, по направлению «Капитальные вложения» освоено почти 2 млрд рублей, что соответствует 55,2% от общего годового объема. Такие высокие темпы освоения были достигнуты впервые. Всего в 2016 году объем субсидий по ФЦП был запланирован в объеме 24,3 млрд рублей, из которых 4 млрд рублей приходилось на долю федерального бюджета, 1,3 млрд рублей – на региональные бюджеты, 19 млрд рублей – на внебюджетные источники.
По расчетам специалистов консалтинговой компании «Строительная информация», до конца 2016 рынок останется неизменным, в худшем случае сократится на 6%. Однако Роман Борисов надеется на слабый рост, но добавляет, что прогнозировать ситуацию сложно. Вторая половина 2016 года богата на политические события: выборы в Государственную Думу РФ, избрание президента США. И хотя прямого влияния нет, макроэкономика окажет воздействие на всех участников рыночного процесса.
Остается добавить, что по итогам 2016 года ожидать перераспределения долей на рынке не приходится, изменения будут незначительными. «Мы отмечаем некоторые изменения в структуре потребления по группам смесей», – добавляет госпожа Скороходова. В свою очередь, Роман Борисов говорит, что спрос сместился в сторону дешевых продуктов. Ожидать новинок также не стоит, хотя в прайс-листах постоянно появляются новые позиции. Зачастую производители выводят на рынок продукцию, заменяя ранее представленные продукты. Инновационных видов смесей отметить нельзя. В свою очередь, Елена Кузнецова отмечает, что производители, постоянно меняя сырье, дорабатывают или совершенствуют рецептуры смесей.