Секонд-хенд становится популярным

В первом полугодии 2016 года эксперты отмечают рост спроса на технику с наработкой. Увеличение спроса на бывшую в употреблении технику вполне объяснимо – новая импортная техника значительно выросла в цене, а аналогов отечественных производителей на рынке практически нет.


Региональный директор по СЗФО компании «Интерлизинг» Сергей Жарков говорит: «У нас доля в продажах бывшей в употреблении строительной техники возросла с 5% в 2015-м до 15% в 2016 году».
В целом большинству лизинговых компаний приходится адаптироваться и разрабатывать специальные программы лизинга техники с наработкой. Увеличение спроса на бывшую в употреблении технику вполне объяснимо: новая импортная техника значительно выросла в цене, а аналогов отечественных производителей на рынке практически нет, в отличие, например, от рынка грузовых автомобилей, где высвободившуюся нишу занял КамАЗ с новой линейкой.
Эксперты констатируют, что так же, как и в 2015 году, в 2016-м происходит очень мало больших корпоративных сделок по обновлению или расширению парка техники, в основном совершаются единичные вынужденные закупки, например в связи с поломкой или страховым случаем. Крупные закупки производятся в исключительных случаях, например когда компания имеет уже подписанный контракт на гарантированный объем работ.
Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «Финам», полагает, что по некоторым оценкам падение продаж стройтехники во всех сегментах может достигать 40-60%, другие аналитики более оптимистичны, полагая, что падение составило 20-30%. «Несмотря на то что продажи новой техники все еще лидируют в общей статистике, доля бывших в употреблении машин уже доходит до 40%», – считает он.
Как говорят эксперты, в 2016 году главная причина падения продаж новой техники, где по-прежнему доминирует импорт, заключается даже не в девальвации рубля – основной причиной шока для рынка стало введение утилизационного сбора. Он был введен Правительством РФ в феврале 2016 года. Постановлением предусмотрена базовая ставка утилизационного сбора в размере 150 тыс. рублей, но в зависимости от вида техники применяются повышающие коэффициенты исходя из веса, мощности и возраста техники, по некоторым позициям он может доходить до 24 млн рублей.
Сейчас средний срок лизинга спецтехники, по данным лизинговых компаний, составляет 36 месяцев, наиболее часто сделки заключаются на срок 24-48 месяцев. Минимальный уровень авансовых платежей составляет 10%, среднее удорожание в год – примерно 8%. Традиционно в сегменте лизинга строительной и спецтехники много малых и средних предприятий, для которых важны скорость рассмотрения и упрощенные процедуры одобрения заявок, особенно если речь идет о сезонных дорожно-строительных работах.

Кстати:

По оценке RAEX, общий объем российского лизингового рынка к 2016 году достиг примерно 3 трлн рублей и стал вторым после банковского сегмента даже с учетом существенного сокращения в 2015 году. По экспертным оценкам, в 2015 году объем лизинга сократился на 20-25%, в 2016 году ожидается его снижение еще на 10%. Доля строительной техники в общем объеме лизинговых контрактов занимает у разных компаний от 2 до 30%.

рубрика: Практика
автор: Денис Кожин
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.