Набережная на бумаге
В Великом Новгороде планируется реконструировать набережные реки Волхов. В правительстве выбирают наиболее подходящую концепцию обустройства, среди которых есть предложение от петербургской строительной компании.
Набережные Великого Новгорода давно нуждаются в реконструкции. Как объяснила председатель совета новгородского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Инесса Зараковская, с 1970-х годов участок наб. Александра Невского от лодочной станции до Никольской ул. остается недостроенным. В 2009 году в городе обсуждался проект строительства «Ганзейской набережной», однако до реализации дело так и не дошло.
К идее обновления набережной власти вернулись в 2013 году. Тогда ОАО «Институт Новгородгражданпроект» за 41 млн рублей разработал проект реконструкции. Работы оценивались в 1 млрд рублей. Министр регионального развития Игорь Слюняев (ныне вице-губернатор Петербурга Игорь Албин) одобрил идею включения проекта реконструкции наб. Александра Невского в федеральную программу. Но и тогда строительство осталось только на бумаге.
В начале сентября этого года в новгородском правительстве прошло совещание с представителями власти, бизнеса, архитекторов, историков, археологов и общественности. Новая волна активности обусловлена тем, что федеральные власти снова заинтересовались этим проектом. На совещании на обсуждение общественности были внесены предложения по обустройству набережных от разных компаний, в том числе и от петербургской (ее название пока не разглашается). Концепция предполагает реконструкцию 20 км береговой линии – от Рюрикова городища до нового автомобильного моста на северной окраине города.
По данным Инессы Зараковской, предложения также были внесены ЗАО «Пилон». В самой компании участие в новгородском проекте комментировать отказались. К слову, в июле этого года губернатор Новгородской области Сергей Митин на Днях Новгородской области в Петербурге сообщил, что с «Пилоном» был подписан договор о строительстве участка набережной.
По предварительной оценке главы региона, проект обустройства набережных обойдется в 0,5-1 млрд рублей, сама реконструкция – до 10 млрд рублей. Для того чтобы получить федеральное финансирование, областные власти поставили задачу определить единую концепцию большого и значимого проекта. Отмечалось, что ранее разработанный проект «Ганзейской набережной» также будет включен в общую концепцию обустройства берегов Волхова.
По мнению Инессы Зараковской, пока ни одна из представленных концепций реконструкции набережных не подходит для города: «Петербуржцы пытаются сделать из нашего города Петербург: установить специфические бордюрчики, добавить гранит. Но у нас камерный город. Во всех маленьких городах, таких как наш, Суздаль или Переславль, должно быть меньше урбанистики, больше зелени».
Руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Владислав Фадеев уверен, что в нынешних экономических условиях работа в не очень отдаленном регионе будет интересна петербургским компаниям. Удобное географическое положение не станет препятствием для поставок строительных материалов и техники. «Заявиться на участие в конкурсах могут компании, занимающиеся дорожным строительством. В Петербург на ремонт дорог пришло много московских компаний, поэтому за работой местные подрядчики могут прийти в другие регионы», – сказал Владислав Фадеев. Он также добавил: вероятность того, что строительство набережной снова затянется, очень велика. «Если этого не произошло в предыдущие пять лет, то не факт, что в ближайшее время набережная будет реконструирована. Сейчас самое время для разработки проектной документации и тех работ, которые не требуют внушительного финансирования», – резюмировал Владислав Фадеев.