Нерудные заваливают компании
В первом полугодии объем рынка нерудных материалов увеличился. В сравнении с аналогичным периодом 2015 года сегмент щебня вырос на 11%, а песка – на 59%. Рост объемов на рынке происходил на фоне банкротства небольших компаний.
Главными поставщиками песка на строительный рынок Северо-Запада России являются компании «ЛСР. Базовые материалы – Северо-Запад», «ЦБИ «Гепард», «Кампес» и «Салитар». Стоит отметить, что Группа ЛСР – единственный производитель и поставщик морского песка в Петербурге и Ленинградской области. Если говорить о поставщиках щебня, лидером также является «ЛСР. Базовые материалы – Северо-Запад», а среди ведущих поставщиков строительного материала можно выделить «Ленстройкомплектацию» «ВКУ», «Техносторм», «ГКУ».
По данным Группы ЛСР, по результатам первого полугодия на рынке нерудных материалов в Петербурге и Ленинградской области зафиксирована положительная динамика. За первую половину 2016 года емкость рынка щебня в сравнении с аналогичным периодом 2015 года увеличилась на 11% и составила 6 млн куб. м, песка – на 59% и составила 11 млн куб. м.
Если говорить о стоимости материала, то в течение первого полугодия цена на песок практически не менялась. Несколько иная ситуация на рынке щебня: его стоимость снизилась примерно на 5-10%.
По словам заместителя генерального директора по строительным материалам Группы ЛСР Василия Кострицы, начиная с 2015 года, спрос на рынке нерудных материалов удерживает реализация крупных инфраструктурных объектов: строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург (федеральная автомобильная дорога М11) и дороги «Скандинавия» (Санкт-Петербург — Выборг). За минувший год количество таких проектов увеличилось.
«Несмотря на общий рост рынка нерудных материалов, мы наблюдали снижение потребления щебня и песка, которые используются при производстве бетона, ЖБИ, в том числе и для крупнопанельного домостроения, ввиду снижения этих рынков», – комментирует эксперт.
По мнению Василия Кострицы, рынок строительных материалов находится в тесной зависимости от строительного рынка. Замедление его роста приводит к сокращению спроса на строительные материалы. Поддержка рынку может быть оказана за счет реализации крупных, стратегически важных инфраструктурных проектов. «Стоит также отметить, что такая сильная зависимость несет в себе высокие риски и уже отразилась на деятельности некоторых производителей», – подчеркивает он.
«Платон» против рынка
Начальник коммерческого отдела «ЦБИ «Гепард» Алексей Албогачиев сообщает, что рынок сокращается, многие не выдерживают экономических передряг и банкротятся. По его мнению, государство должно поддержать отрасль субсидиями. Он также указал на негативное влияние системы «Платон»: компании, содержащие автопарк, несут дополнительные расходы. Эксперт считает, что отрасли поможет снижение штрафов за перегруз грузовика. «Стоимость материала в одной машине составляет не более 20 тыс. рублей, а штраф за перегруз по осям автомобиля может достигать 500 тыс. рублей», – возмущается Алексей Албогачиев. Получается, что один выписанный штраф способен нанести компании серьезные финансовые потери.
«Общие выводы об итогах полугодия можно делать по результатам работы Группы ЛСР, поскольку данная компания занимает существенную долю на рынке. Даже если некоторая часть компаний отмечает снижение поставок, в целом по рынку должна быть положительная динамика», – сообщает исполнительный директор компании «Строительная информация» Наталья Скороходова. Компания «Строительная информация» не располагает свежими данными. Однако в 2014 году структуры потребления щебня были следующими: 57% – инфраструктурное строительство (дороги, благоустройство, ж/д насыпи и др.), 11% – строительство зданий, 32% – производство стройматериалов. Если говорить о песке: 31% – инфраструктурное строительство, 27% – строительство зданий, 42% – производство стройматериалов. «Думаю, сегодня это соотношение существенным образом не изменилось», – добавляет эксперт. По ее данным, в 2014 году емкость рынка щебня составляла 22 млн куб. м, песка – порядка 17 млн куб. м. По нашей оценке, в 2015 году объемы потребления нерудных материалов в регионе падали: 20% – по щебню, и 3% (небольшой спад) – по песку.
Российский след
В конце мая в Москве прошла международная конференция «Рынок щебня России». Участники российского рынка нерудных материалов отмечали «сжатие» рынка. Однако вся отрасль показывает прирост производства на 7% в 2016 году по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. В прошлом же году – был зафиксирован спад около 9%.
Стоит добавить: по данным экспертов, отмечается сокращение импорта на 39% в связи с принятыми в конце 2015 года заградительными мерами поставкам украинских нерудных материалов. Однако значительная часть украинской продукции поставляется в Россию через Белоруссию. Это сказывается на сбытовых возможностях российских и особенно карельских карьеров, у которых конечная стоимость продукции увеличивается из-за сложной железнодорожной логистики в ряде случаев до 70%. К примеру, если на карьере цена составляет 300 рублей за тонну, доставка материала до Москвы увеличивает его стоимость до 700 рублей.
Одной из важных отраслевых проблем, как отметили участники конференции, стало неадекватное формирование цены на щебень в регионах, а также необходимость корреляции рыночной и проектной стоимости продукции.